Общественно-политический журнал

 

Донбасс: эйфория давно прошла и на смену ей пришла полная безнадега

Главные предприятия Донбасса – на грани остановки и банкротства. Заводы не приносят прибыли, рабочие организовывают акции протеста, так как уже несколько месяцев не получают зарплаты, люди покидают регион. При этом, как выяснили журналисты "Новостей Донбасса", за семь лет близкие к сепаратистам олигархи успели нажить на неподконтрольных территориях целые состояния.

Татьяна Иванова – участница украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по Донбассу. Мы спросили у нее, что происходит на неподконтрольных Киеву территориях с предприятиями и рабочими местами, доходами и благосостоянием людей.

— Мы видим с вами какие-то две параллельные вселенные: с одной стороны, новые олигархи, которые появляются на сепаратистских территориях, с другой стороны, видим разоренные предприятия. Есть ли какие-то плюс-минус достоверные цифры об уровне доходов людей на неподконтрольных территориях?

— К сожалению, мы видим не только разоренные предприятия. Мы еще видим все более и более обнищавшее население на территории, не подконтрольной Украине, это гораздо печальнее и гораздо серьезнее. Хотя это следствие обнищания предприятий – эти обнищавшие люди.

По сравнению с тем, что было, когда только начинался этот конфликт, когда у людей еще была эйфория в ДНР от того, как у них может измениться жизнь, если придет Россия или если будет федерализация (кто за что ходил голосовать, толком из них и не понимали многие, за что они идут) – вот эта эйфория уже давно прошла. И если еще первые 4-5 лет неподконтрольная территория держалась на старой промышленности, на бизнесе, который там был отрегулирован, на денежных средствах, которые туда вливала Россия, на том, что можно было порезать на металлолом, на том, что можно было отмародерить, разворовать, – то через 5 лет такие возможности закончились. И начиная с 2018-2019 года ситуация гуманитарная с доходами людей стала плачевной, это уже стало гуманитарной катастрофой.

Даже по тем цифрам, которые сейчас озвучивает официально так называемые руководители неподконтрольных территорий, тот же Пушилин: он говорит, что средняя зарплата у них в ДНР возросла и стала 10 892 рубля – если я не ошибаюсь, в переводе на гривны это практически 4 тысячи гривен. В Украине заработная плата, она по регионам у нас считается, самая меньшая в регионах – Черниговская, Волынская – от 10 200 гривен, а средняя – около 15 тысяч. В Киеве средняя заработная плата – около 20 тысяч. И при этом люди в Украине считают, что это недостаточная заработная плата. Представляете, какая ситуация сейчас там, если у них средняя заработная плата 4 тысячи гривен?

— Тем более, что, как я понимаю, все-таки продукты, например, они закупают в России. А в России продукты дороже.

— Продукты гораздо дороже. Единственное, что там действительно дешевле, это коммунальные услуги – но они же не платят коммунальные услуги. Долги у населения, которое проживает на неподконтрольной территории, такие же большие, как и у тех, кто выехал.

— А куда едут те люди, которые могут уехать? Они едут в Россию или в Украину, на подконтрольную Киеву территорию, в Киев, может быть, в какие-то другие крупные города?

— Люди едут везде, куда только могут выехать. Особенно массово люди начали выезжать после 2019 года. Люди едут в Украину, причем не только в крупные города, едут даже в сельскую местность, туда едет очень много людей. Люди выезжают в Россию, если они находят там заработок – в основном это стройки. Люди выезжают за границу: это Польша, это Германия – из того, что я знаю, из общения со своими земляками. Люди выезжают даже в Грузию. Люди едут везде, где только могут найти работу, место жительства, либо где могут пристроить детей для обучения. Стараются выехать все, кто только может выехать.

— А у вас есть ответ: почему не работают градообразующие предприятия на не подконтрольной Киеву территории? Это воровство, о котором вы говорили: разворовали все, что можно было за 5 лет, а уже потом остальное начало рушиться?

— Ну, во-первых, это воровство. А, во-вторых, территория, которая неподконтрольная – в нее же никто не будет вкладывать деньги, в предприятия. Я общаюсь с очень многими руководителями бизнеса, которые остались там и которые остались там не потому, что они поддерживают ДНР. Многие не смогли найти в себе силы для того, чтобы оставить там свой бизнес, свое имущество, которое наживали всю жизнь. Многие верили, что это ненадолго и скоро вернется Украина, а потом втянулись, когда остались. По разным причинам остался там бизнес, который даже не поддерживал ДНР. Так вот с их слов – никто из них не собирается вкладывать туда финансы. А ресурсы истощаются, основные ресурсы и какие-то дополнительные. Это сказывается на производстве: многие заводы в связи с этим закрылись.