Общественно-политический журнал

 

Каким станет Афганистан, если снова попадет под власть талибов?

Движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России) продолжает методично наступать на позиции официального афганского правительства, забаррикадировавшегося в Кабуле. После начала вывода из Афганистана войск США талибы захватили административный центр уже шестой провинции и открыто заявляют, что не собираются останавливаться. При этом они дают понять (в том числе, и в комментариях для официальных российских СМИ), что временное коалиционное правительство «не их план», поскольку ситуация уже полностью вышла из-под контроля нынешних властей Афганистана

Важно отметить также, что чем дальше «Талибан» продвигается в сторону полного захвата страны, тем чаще становятся его контакты с российским руководством, а также и с официальной прессой, несмотря на все запреты для СМИ, касающиеся освещения деятельности террористических организаций. Совсем не случайно талибы заявляют о том, что отвергают американский план по созданию коалиционного временного правительства именно в комментариях российским журналистам. Они отлично умеют играть на противоречиях своих идеологических противников, к которым, с их точки зрения, безусловно относятся как Соединенные Штаты, так и Россия.

Но Москва сейчас никак не участвует в военных действиях на территории Афганистана, в отличие от Вашингтона. Американцы, хоть официально и вывели с территории этой страны свои войска, в реальности оказывают активную поддержку официальному правительству в Кабуле и его армии. Правда, сейчас это поддержка лишь только с воздуха. США направили в Афганистан стратегические бомбардировщики B-52 и самолеты поддержки сухопутных сил AC-130. Они бомбят занятые талибами территории и пытаются помочь афганской регулярной армии сдержать их наступление.

Однако удается это плохо. Как минимум в половине афганских провинций к середине лета «Талибан» взял под контроль большую часть сельских районов и подготовился к штурму столиц, что теперь на наших глазах и происходит. Помимо этого, талибы активны на пограничных территориях.

Ситуация существенно изменилась в их пользу. Старое разделение на Юг, лояльный «Талибану» и Север, связанный с постсоветскими центральноазиатскими республиками, а также с Россией, давно исчезло. Талибы перестали представлять только одну, хоть и самую многочисленную в Афганистане, народность — пуштунов. Теперь они успешно действуют в северных районах страны, отрезая официальные власти от возможной сухопутной помощи из Центральной Азии. И старые полевые командиры, многие из которых воевали еще против Советского Союза, ничего не могут поделать.

В частности, сожжен родной дом лидера местных узбеков, маршала Абдул-Рашида Дустума в городе Шибарган. Это символический, но очень важный жест, говорящий о готовности «Талибана» к войне на уничтожение с нынешним правящим классом Афганистана. И вызов этот ему более чем понятен. Неудивительно, что помимо Дустума против талибов сейчас воюет, например, Мохаммад Исмаил-Хан, ветеран нескольких войн на территории Афганистана, этнический таджик, под командованием которого в начале лета регулярной афганской армии удалось отстоять еще один провинциальный центр — Герат.

Так что и у официального Кабула есть свои успехи. Но в целом тенденция понятна. «Талибан» достаточно успешно наступает. Многие эксперты говорят, что ресурсов и поддержки для захвата всей страны у него нет и, рано или поздно, движению придется договариваться с властями в Кабуле. Но непохоже, чтобы так считали сами талибы.

Их стратегия — захватить главные города всех провинций и потом начать общее наступление на Кабул. Так в 1980-х годах действовали воевавшие с Советским Союзом моджахеды. Так же вели себя и те же талибы, когда в прошлый раз устанавливали контроль над Афганистаном. Почему бы этой нехитрой схеме не сработать еще раз?

Впрочем, американцы все еще надеются, что талибов удастся остановить. Спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад вылетел на переговоры в столицу Катара Доху с целью убедить «Талибан» прекратить наступление. Также на этих переговорах планируется «сформулировать совместный международный ответ на быстро ухудшающуюся ситуацию в Афганистане». Представители стран региона и других государств, а также международные организации «будут настаивать на прекращении огня и снижении уровня насилия», а также призовут «не признавать правительство, навязанное силой».

Вашингтон, одной рукой отправляя В-52 бомбить талибов, другую протягивает им в качестве приглашения к переговорам, чтобы американцев не обвинили, что они не использовали все возможности дипломатии до конца. Другое дело, что цену подобным жестам талибы хорошо знают, а у Халилзада в рукаве явно сейчас нет козыря, которым он бы смог их заинтересовать.

Так что вопрос сейчас только в том, что будет дальше? Точнее, каким станет Афганистан, если снова попадет под власть талибов? Как ни странно, пока такое будущее не видится исключительно в черном свете. Взяв под контроль районы, граничащие с Таджикистаном, «Талибан» сразу наладил пограничный транзит. Не ведут, судя по всему, талибы, и такой жесткой борьбы за жизнь «по шариату», как при прошлом своем прорыве к власти в Афганистане.

Так что можно сделать прогноз, что если они победят, то это будет достаточно типичная и относительно договороспособная диктатура, не самая, может быть, даже жесткая, по сравнению с другими подобными режимами. И многие страны, включая Россию, дипломатически к этому варианту уже готовятся, причем активно. Потому что кто бы в Афганистане ни был у власти, соседям все равно придется с ним договариваться.

Иван Преображенский