Вы здесь
Лукашенко отложил слияние с Россией на 2027 год
Власти Белоруссии, даже оказавшись по жесткими санкциями Запада, продолжают оттягивать интеграцию с Россией.
На выполнение всех союзных программ, которые подготовлены и должны быть утверждены в этом году, потребуется 4-6 лет, сообщил в среду в эфире телеканала «Беларусь-1» первый заместитель премьер-министра Белоруссии Николай Снопков.
28 союзных программ, которые выроли из «дорожных карт» интеграции и охватывают сферы от синхронизации налогообложения до цен на энергоносители, должны стать центральной темой намеченного на 9 сентября визита в Москву президента Белоруссии Александра Лукашенко.
По словам Снопкова, консенсус по всем программам уже найден. Однако их реализация невозможна в сжатые сроки.
«В совокупности мы рассчитываем к 2025 году уже реализовать практически программы все», - сказал он, добавив, что по нескольким более сложным элементам срок чуть больше - 2027 год.
«Но они такие, скажем, не критичные», - подчеркнул Снопков, не уточнив, о каких именно вопросах идет речь (цитаты по «Интерфаксу»).
Ранее камнем преткновения для Александра Лукашенко была возможность печатать собственную валюту. Из-за его отказа сдать эмиссионный центр развалилась предыдущая попытка, «слияния» предпринятая два года назад.
Тогда сроком полной интеграции назывались 2021-22 гг. К этому моменту, согласно дорожной карте, подписанной тогдашними премьерами Дмитрием Медведевым и Сергеем Румасов, предполагалось принять принять общий Налоговый кодекс, перейти к единой таможенной политике, ввести унифицированный внешнеторговый режим и учет собственности, а также сблизить нормы банковского надзора и создать регулирующий орган единого энергорынка.
Однако вопрос единой валюты был воспринят Лукашенко в штыки. Он отказался переходить на российский рубль, требуя, чтобы эмиссионный центр был создан «на равных условиях». Но это оказалось неприемлемо для России, чей ВВП в 24 раза превышает белорусский.
Протесты 2020 года, едва не опрокинувшие режим Лукашенко и отрезавшие его от цивилизованного мира санкциями и валютными ограничениями, сократили пространство для маневра. Белоруссия остро нуждается в российских деньгах, потеряв возможность рефинансировать внешний долг и получать валюту от экспорта нефтепродуктов в ЕС.
Но «будущая финансовая поддержка со стороны России может зависеть от политических уступок со стороны Республики Беларусь, которые могут оказаться неприемлемыми для последней», пишут аналитики международного рейтингового агентства S&P.
«Час икс» для Лукашенко наступит в начале 2023 года, когда правительству Белоруссии предстоит первое крупное погашение внешнего государственного долга - на 0,8 млрд долларов.
Всего же Минск имеет 18,1 млрд долларов внешних обязательств, при том что резервы ЦБ Белоруссии составляют только 7,8 млрд Причем из этой суммы лишь 3,3 млрд долларов приходится непосредственно на иностранную валюту, а основная часть размещена в золоте и неликвидных активах.