Общественно-политический журнал

 

Результатом политики, которую ведет Россия в последние месяцы, станет движение Европы в направлении отказа от российского газа

«Газпром» второй день подряд не заказывает транзит по газопроводу «Ямал — Европа», проходящему через Белоруссию. В самый разгар зимы это резко отразилось на рынках — цены на газ установили исторический рекорд, превысив $2000 за тысячу кубометров.

Эти события по времени совпали с рядом резких политических демаршей, предпринятых Москвой за последние несколько дней после того, сразу после того, как Германия начала тормозить сертификацию российского газопровода «Северный поток-2». В частности, речь идет о жестких заявлениях, сделанных Владимиром Путиным во вторник на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ. Российский президент в очередной раз обвинил США в манипуляциях международным правом при проведении операций в Ираке и Югославии. Кроме того, он сказал, что Россия больше не может отступать в связи с планами Вашингтона на Украине.

Перед этим российский МИДа потребовал от Соединенных Штатов и НАТО срочно начать переговоры по составленным в Москве проектам соглашений о стратегической стабильности, которые, прежде всего, подразумевают отказ от расширения НАТО на Восток. Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что события вокруг трубопровода «Ямал — Европа» это «абсолютно коммерческая ситуация».

Михаил Крутихин, партнер российского консалтингового агентства RusEnergy:

«Газпром» не поставляет сейчас дополнительные объемы газа в Европу, несмотря на сложившуюся хорошую для него рыночную конъюнктуру в Европе, высокие цены на газ. При этом он в этой ситуации не только остановил поставки газа по газопроводу «Ямал — Европа» через Белоруссию и Польшу, но и сократил его прокачку через территорию Украины. Все это не похоже на поведение коммерческой компании. Это, конечно же, политизированные решения — иначе как политикой объяснить их невозможно.

На мой взгляд, это давление на европейцев. Таким образом им практически открыто говорят: мы можем вас заморозить этой зимой, если вы не согласитесь с тем, чтобы российский газ шел в Европу не через Украину, а по «Северному потоку-2». На мой взгляд, это просто шантаж».

Игорь Эйдман, социолог и публицист:

«Думаю, что результатом политики, которую ведет Россия в последние месяцы, станет то, что Германия и другие европейские страны начнут активнее двигаться в направлении отказа от российского газа и к переходу на другие источники энергии, в том числе, на сжиженный газ из США и стран Ближнего Востока.

В Германии то, что сейчас происходит с ограничением поставок топлива из России, рассматривают, как попытку поставить ее на колени. Это воспринимается как шантаж, как абсурдная, иррациональная политика. Но главное, что она ни на что в Германии не повлияет. Даже если цена на газ поднимется в пять раз — это мало что изменит. У немцев сейчас нет никакой паники, никто не замерзает — все это происходит лишь в безумных сюжетах российских телеканалов. Из-за того, что происходит, никто в ФРГ не побежит срочно вводить в действие «Северный поток-2». Верить в такое развитие событий — высшая степень наивности.

Нынешняя политика российской власти — это попытка давления на Запад в духе Берлинского или Карибского кризисов, имевших место в XX веке. Но тогда это было похоже на трагедию, а сегодня на фарс. Даже СССР, у которого действительно был паритет с Западом в военном отношении, не смог напугать Запад. Сейчас же мы видим полное отставание России от развитых стран во всех сферах, включая и военную».

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

«Полагаю, что перекрытие газопровода «Ямал — Европа» — это давление с целью «включения» немцами «Северного потока-2». С одной стороны, Европа говорит о том, что существуют правила, и они по этой причине не могут сертифицировать российский газопровод до тех пор, пока швейцарская дочерняя компания «Газпрома» не будет зарегистрирована в качестве немецкого юридического лица. Сертификация «Северного потока-2» может растянуться на полгода, а то и больше — в Германии новое правительство, испытывающее большой скепсис в отношении диалога с Россией. Плюс ключевые посты — министра иностранных дел и министра экономики — в новом кабинете ФРГ занимают представители «зеленых».

Россия в этой ситуации поставляет газ только в рамках своих обязательств по долгосрочным контрактам. Оштрафовать «Газпром» сегодня крайне затруднительно, поэтому европейцы пока и не обращаются в какие-то арбитражные инстанции.

Это часть «холодной войны». Наш подход такой: если запустите «Северный поток-2», то мы тут же пустим по нему газ сверх своих обязательств по долгосрочным контрактам.

Европа в этой ситуации будет искать альтернативные источники поставок энергоносителей. Цены на газ сейчас подскочили, и продавать его в Европу стало выгодно. Уже сообщают о развороте кораблей со сжиженным газом в сторону Европы. При этом возвращаться к системе долгосрочных контрактов по поставкам российского топлива европейцы не хотят и не будут. Усилится и диверсификация поставок газа в ЕС».

Александр Желенин