Общественно-политический журнал

 

Почем солидарность?

Случилось! С началом февраля литовские железные дороги наложили таки табу на транзит в Клайпеду удобрений «Белорускалия» (БК). И выполнили свой «долг солидарности» с Западом в поддержке санкций против Батьки, принятые Вашингтоном в августе прошлого года, что обещали сделать еще 8 декабря. Как же так получилось, что Литва, диспонирующая себя в качестве одного из самых активных и принципиальных противников белорусского режима, так долго «саботировала» практическую акцию своих союзников?

Бодяга со стороны Литвы прекращением транзита, затянувшаяся на пол-года, конечно, же имела целый букет причин и обстоятельств, из которых подспудно главным тормозом был фактор экономический. Ведь по самым скромным подсчетам литовского министерства транспорта общие годовые потери Литовских железных дорог (LG) и Клайпедского порта могут составить около 85 млн. евро. И это не считая штрафов, которые наверняка постарается присудить Минск. Поэтому в Вильнюсе лихорадочно искали формулу минимальных потерь – экономических и репутационных. Искали лазейки. И находили.

В частности, одна из них была обнаружена в том, что санкции наложены на БК, а продажи осуществляются через его «дочку» -"Белорусскую калийную компанию" (БКК). Упреждая разброд и шатания, 2 декабря США ввели санкции и против БКК. Но они должны вступить в силу только в начале апреля 2022 года. Так что формально у обеих сторон имелось окно, которое и соблазняло литовское правительство тянуть с решением.

Со своей стороны БК подсуетился и создал дополнительный крючок: в октябре прошлого года предложил литовским железнодорожникам внести платежи авансом на несколько месяцев вперед. Речь шла о кругленькой сумме в 10 млн. евро. Что также помешало расторгнуть договор. Дошло до того, что в ответ на попытки LG вернуть деньги белорусские банки отказались их принять.

Однако, эти отговорки не спасли от сильнейшего давления внешних и внутренних сил, создавших градус политического кипения, от которого едва не пало правительство во главе с И.Шимоните. Что побудило расторгнуть договор в одностороннем порядке, сочинив для этого формулировку «в связи с угрозой национальной безопасности».

Выстрел в собственную ногу

31 декабря последние 7 составов с удобрениями проследовали в Клайпедский порт. После чего он лишится 10-11 млн. тонн грузов в год. Что составляет потерю до 20%. оборота И судя по комментариям его руководителей, пока реальной альтернативы они не видят.

Что касается потерь белоруской стороны, то тут ответ не вполне очевиден. Во всяком случае, возможны существенные инварианты. Отчего они зависят? От нескольких факторов.

Во-первых, от географии альтернативных маршрутов. А список стран, куда могут быть перекинуты удобрения достаточно велик: Россия, Украина, Китай, Индия, Бразилия...В числе наиболее значимых называют Россию. Но ... Проблема в том, что балтийские Санкт Петербургские ее порты заняты «Уралкалием». И их мощностей для белорусов не хватает. Поэтому потребуется строить новый терминал, как это было в свое время сделано с участием БК в Клайпеде. А это требует и расходов, и времени.

Во-вторых, от цен. И тут тоже нет однозначного ответа. С одной стороны, на них будет отрицательно сказываться плечо, которое при любом раскладе станет длиннее. С другой – конъюнктура мирового рынка, которая, похоже, сейчас в благоприятном направлении. И она способна погасить часть потерь.

И вообще, поскольку основной статей белорусского экспорта является сырье ( нефтепродукты, металлы, химикаты), у него ценовой тренд благоприятный. Не удивительно поэтому, что в прошлом году он был в расцвете, вырос на 10 млрд. евро.

Поэтому если потери и будут, то не катастрофическими; эксперты при худшем варианте оценивают их до 6% ВВП. При этом подчеркивается, что Минск в нынешней ситуации всегда может рассчитывать на поддержку Москвы – как в качестве рынка сбыта, так и финансовой помощи. В прошлом году он уже получил пол-миллиарда кредитов, еще 1,2 млрд. Путин обещал в ближайшее время.

В-третьих, устами белорусского премьера Романа Головченко Лукашенко пригрозил Литве жесткой местью. Каким образом – не уточнил. Но судя по абстрактным рассуждениям комментаторов, речь может идти, в частности, и о закрытии литовского транзита через свою территорию.

Так что, увы, Литва, пожалуй, жертвует больше, чем Белоруссия. И пока нет четкой картины, на какую и чью помощь она может рассчитывать.

Владимир Скрипов