Общественно-политический журнал

 

Остались ли у России экономические союзники в мире?

Санкции, отток инвестиций и отказ международных корпораций работать в России – беспрецедентны. Даже экономическое давление в Южной Африке в период апартеида с потерями в миллиарды долларов, бегством капитала, ростом инфляции и как следствие валютным контролем и запретом на вывоз средств вряд ли могут сравниться с нынешней ситуацией в России, убеждены эксперты.

Джеффри Зонненфельд, профессор школы менеджмента Йельского университета, говорит, что «Россию сегодня называют страной-изгоем, за последние 80 лет не было настолько заблокированного государства. Нынешнее давление со стороны производителей, объединенное с усилиями правительств, не имеет себе равных».

Пол Брэкен, профессор политологии и менеджмента Йельского университета, добавляет: «Я считаю, что российская экономика сильно пострадает от санкций, запрета на ввоз технологий в Россию, а также от удаления из системы Swift из-за чего возникнут огромные сложности перевода денег через границу. Конечно, есть обходные пути, но не в таком масштабе, который нужен России, особенно для продажи нефти и газа. Эти санкции сильно ударят по доходам Россия и ВВП, что, вероятно, приведет к рецессии».

Экономист и профессор школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Лоуренс Уайт убежден, что санкции сильно ударят и по экономикам стран, которые вводят их.

«Еще месяц назад уровень торгового взаимодействия, будь то товары, услуги или финансовые соглашения, был взаимовыгодным. Когда водятся санкции, это наносит нам вреда не меньше».

И тем не менее, несмотря на собственные потери, практически все страны мира идут на такой шаг. Помимо официальных санкций со стороны большинства государств, свое осуждение России за нападение на Украину выражает и бизнес. Подсчет числа международных корпораций, отказавшихся работать в России, ведет исследовательская группа в Йельском университете.

«Сегодня это более трехсот крупных компаниях. Задокументированный масштаб этого движения огромен, причем это строго добровольно. Многие отказываются от операций в России, потому что это настоящее пятно на репутации. Для клиентов, для инвесторов, для сотрудников - большой удар, если компания будет связана с российским рынком», - рассказал об исследовании Йельского университета Джеффри Зонненфельд.

«Это не сценарий США против России, весь международный бизнес выступает единым корпоративным фронтом, за некоторыми исключениями. Prada, Chanel, крупнейший продовольственный конгломерат Финляндии, Samsung… это больше, чем валюта и прибыль. Это резонирует, потому что речь идет об Украине. Такого не было с Сирией, например. Украина стала своего рода символом. Нам предоставляется выбор - где мы находимся как международное сообщество и бизнес-сообщество. Хотите ли вы продолжать вести бизнес в ситуации, когда международные правила нарушаются? Некоторые предприятия пытались балансировать, Shell, например, собиралась продолжать покупать российскую нефть, но давление оказалось слишком сильным», - добавил Скотт Лукас - профессор политологии Института Клинтона.

Однако, по словам правительства России и государственных СМИ, страна якобы была готова к подобному сценарию. Сегодня прокремлевские медиа активно распространяют идею о том, что санкции не нанесут огромного вреда, а на помощь придут те страны, которые не поддержали ввод санкций. Основные надежды возлагаются на Китай.

«Все крупные китайские финансовые учреждения отказали в кредите. Какова бы ни была публичная позиция, даже «Азиатский банк развития», который стимулирует рост экономики и предоставляет доступ к критически важному капиталу, как и другие банки Китая, Bank of China – все они отказали России в доступе точно так же, как и западные банки. Широко распространено мнение, что основной причиной, по которой немцы проиграли Первую мировую войну, был отказ в доступе к капиталу. Путинская пропаганда может сколько угодно говорить, что Китай их поддерживает. Но денег нет! Становится все очевиднее, что Путин не контролирует все», - прокомментировал Джеффри Зонненфельд.

Политолог Пол Брэкен согласен с коллегой в том, что есть страны, которые не ввели санкции против России, потому что «есть национальные интересы, других стран. Например Индия, которая покупает у России C400 системы ПВО и не хочет отменять эту сделку. Есть Турция, которая продает много технологического оборудования в Россию и везде, где платят. Есть Китай — это особый случай, потому что Россия нуждается в Китае, чтобы продавать там свои газ и нефть. России повезло, что у нее есть Китай, потому что Китай занимает другую позицию, когда дело касается бизнеса и торговли, чем в Организации Объединенных Наций, и я думаю, что они будут покупать пшеницу, они будут покупать нефть и газ, потому что Китай является нетто-импортером. Но только в краткосрочной перспективе».

«У Китая может быть и политическая подоплека - стремление поглотить Тайвань. Поэтому они хотели бы, чтобы Россия преуспела в Украине, чтобы был прецедент для Китая принять меры в отношении Тайваня», - добавляет профессор Лоуренс Уайт.

Скотт Лукас согласен с коллегами: «Китай очень осторожен. Да они говорят о тесных связях и совместной работе. Но на практике, Китай не делает ничего с точки зрения жесткого противодействия США или Западу с точки зрения международной военной поддержки Украины или экономических санкций. Во-вторых, Китай не хочет быть системой жизнеобеспечения российской экономики, когда Китаю пришлось бы безвозвратно вкладывать много денег. Фантазии российских чиновников и государственных СМИ и тех, кто продвигает линию Путина, о создании альтернативной экономической системы Россия – Индия – Китай плюс некоторые латиноамериканские страны, такие как Венесуэла, не сработают. Некоторые из этих стран находятся в бедственном положении, например, Венесуэла. С Индией все очень интересно. Она осторожно играет, уравновешивая обе стороны. Но индийская экономика недостаточно сильна, чтобы поддержать Москву. А идея, что Индия и Китай смогут работать вместе, чтобы поддержать Москву, ошибочна из-за проблем между Индией и Китаем. Серьезных проблем. Так что сейчас у Москвы нет экономических вариантов».

По данным агентства «Рейтер», министр торговли США предупредила китайские компании, которые будут игнорировать ограничения на экспорт в Россию, что они могут быть отрезаны от американского оборудования и программного обеспечения.