Общественно-политический журнал

 

Владимир Зеленский назвал битву за восточный Донбасс одной из самых ожесточенных в истории Европы

Украинские войска все еще удерживают позиции в Северодонецке и пытаются эвакуировать гражданских лиц – после того, как российские войска разрушили последний мост в город. Об этом сообщили во вторник власти Украины.

Россия заявила, что даст украинским военнослужащим, укрывшимся на химическом заводе в черте города, шанс сдаться в среду утром. Начальник Национального центра управления обороной России Михаил Мизинцев заявил, что гражданское население будет выведено через гуманитарный коридор.

Украина утверждает, что более 500 гражданских лиц оказались в ловушке внутри химического завода «Азот» под постоянными российскими бомбардировками.

«Каждую минуту, когда есть затишье, пытаются эвакуировать людей. Эвакуация тихая, потому что она единичная и может произойти в любую минуту», – сказал мэр Северодонецка Александр Стрюк.

Украина все еще удерживает Лисичанск, расположенный на противоположном берегу реки Северский Донец. Но поскольку все мосты теперь перерезаны, украинские войска признают, что могут быть окружены в Северодонецке.

Киев заявил, что каждый день Украина теряет 100-200 солдат убитыми и сотни ранеными. В ночном обращении президент Украины Владимир Зеленский назвал битву за восточный Донбасс – частично оккупированный промосковскими сепаратистами с 2014 года – одной из самых ожесточенных в истории Европы.

Россия не называет цифр собственных потерь, но западные эксперты говорят, что эти потери огромны, поскольку Москва направила основную часть своей огневой мощи на достижение одной из заявленных целей президента России Владимира Путина: заставить Киев полностью уступить территорию Донбасса.

Серьезные бои могут разгореться за более обширную территорию на противоположном берегу реки, удерживаемую Украиной. Украина утверждает, что Россия наращивает силы для штурма Славянска с севера и Бахмута на юге.

Тем временем Украина по-прежнему просит Запад поставить ей больше современной артиллерии.

«Чего у нас недостаточно, так это оружия, которое действительно бьет на дальность, необходимую нам, чтобы уменьшить преимущество техники РФ», – сказал Зеленский датским журналистам на онлайн-брифинге для прессы во вторник.

В мае Украина отвоевала территорию вокруг Харькова и в последние дни сообщает о небольших, но стабильных успехах на юге страны.

Сергей Хлань, советник главы южной, в основном оккупированной Россией Херсонской области, заявил, что украинские войска уже вторую неделю подряд добивается тактических успехов и продвинулись на 5 км от Таврийска, города на южном берегу Днепра к востоку от Херсона, и постепенно продвигаются вперед, сказал он.

«У нас есть тактические победы. Они переходят в контрнаступление. Для контрнаступления мы ждем подкрепления техникой от наших партнеров», – сказал Хлань.

Схожесть боев за "Азовсталь" и "Азот"

Аналогии с Мариуполем и заводом "Азовсталь", который украинские войска обороняли 2,5 месяца в полном окружении и в итоге сдались, казалось бы, есть. Но насколько они уместны в ситуации с Северодонецком и заводом "Азот"?

Крупные предприятия наподобие "Азовстали" и "Азота" - наследие военно-ориентированной советской промышленности. Они изначально проектировались так, чтобы функционировать и в военное время, а в случае приближения противника превращаться в укрепрайоны.

Украинская армия уже не раз этим пользовалась. Оборона промзон сильно выматывает наступающие части, оттягивает на себя значительные силы противника и позволяет выиграть время для подготовки резервов и занятия новых рубежей.

Мощные стены и перекрытия, наличие бомбоубежищ и подземных коммуникаций наряду с отсутствием у противника их точных планов и схем, возможность создать крупные запасы боеприпасов и продовольствия - всё это сильно затрудняет действия наступающей стороны.

Бои за Мариуполь и завод "Азовсталь" продолжались с начала марта по середину мая. Точной информации о потерях обеих сторон нет. По данным минобороны России, в общей сложности в плен сдались 2439 украинских военных, находившихся на территории "Азовстали". В Киеве заявляют, что они полностью выполнили свою задачу, связав обороной города крупную российскую группировку.

В Северодонецк российским войскам удалось зайти в конце мая. С той поры в городе идут ожесточенные уличные бои. Как и в ситуации с Мариуполем, бойцы ВСУ закрепились в промзоне, а вместе с ними - и мирные жители, которые отказались или не успели эвакуироваться.

По сведениям украинских властей, на "Азоте" остаются около 500 жителей, из них 40 - дети.

По сравнению с Мариуполем и "Азовсталью" в обороне Северодонецка и завода "Азот" есть и плюсы, и минусы.

Плюсы

Пока российскими войсками не взят соседний Лисичанск, о полном окружении украинской группировки в Северодонецке речи не идет. Река Северский Донец за спиной обороняющихся - безусловно, препятствие, но не абсолютное.

В отличие от Азовского моря, заблокированного российскими боевыми катерами, река позволяет организовать переправу через нее и снабжение. На худой конец, ее можно и переплыть.

Коммуникация и возможность вывоза раненых с "Азота" есть, подтвердил в понедельник глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай.

Серьезную поддержку украинским подразделениям, обороняющим химкомбинат, оказывает и размещенная в Лисичанске артиллерия - часть ее была заблаговременно выведена из Северодонецка. Города примыкают друг к другу, и при попытке приблизиться к заводу "Азот" противник попадает под огонь орудий даже небольшой дальности.

Минусы

Северодонецкий завод "Азот" почти вдвое больше по площади мариупольской "Азовстали", а следовательно, на его оборону по периметру требуется гораздо больше солдат.

Какова численность украинской группировки в Северодонецке и как долго намерено командование ВСУ оборонять город, неизвестно.

Кроме того, хотя бомбоубежища и подземные туннели на "Азоте" есть, укрытия завода не так надежны, как в мариупольской "Азовстали". Об этом говорил 2 июня глава Луганской ОВА Сергей Гайдай. "Азот", - подчеркивал он, - это точно не "Азовсталь", на территории которой был фактически огромный подземный город".

Существуют три основных способа захвата столь серьезного укрепрайона, как химкомбинат "Азов": осада, штурм и методичное разрушение оборонительных сооружений при помощи артиллерии и авиации. Одно другого не исключает, эти действия можно сочетать, но есть нюансы.

Осада

Вариант с блокадой гарнизона, укрывшегося на территории химкомбината, вряд ли устроит российское командование. Во-первых, осаждающие войска попадают под плотный артиллерийский огонь из соседнего Лисичанска, что может привести к большим потерям. К тому же этот город находится на другом берегу реки и на небольшой возвышенности. Да и в целом затягивание операции чаще всего невыгодно наступающей стороне.

Во-вторых, в случае перехода украинцев в контрнаступление территория завода может быть использована как плацдарм - куда легче перебрасывать войска на занятый своими передовыми частями участок, чем форсировать реку и пытаться развернуть силы на вражеском берегу.

И в-третьих, не выбив украинские войска с завода "Азот", нельзя доложить о взятии Северодонецка.

Штурм

Лобовая атака такого крупного комплекса, подготовленного к долговременной обороне, в условиях, когда огневые точки противника не подавлены и зачастую даже не выявлены - дело крайне опасное. Большие потери у штурмующих практически гарантированы.

И даже в случае удачного штурма "Азота" это не решает проблему Лисичанска, который остается под контролем ВСУ. Украинские батареи смогут бить по российским войскам на территории завода прямой наводкой.

Брать штурмом завод "Азот" не планируется, сообщил 12 июня Интерфакс со ссылкой на народный совет самопровозглашенной Луганской "народной республики" - там считают, что украинские военные и так будут вынуждены сдаться.

Планомерный обстрел и авиаудары

Поскольку систему ПВО Украины так и не удалось подавить, Россия вынуждена ограниченно использовать авиацию.

Одно дело - полностью окруженный Мариуполь, где внешнее кольцо окружения было отодвинуто от города на 100 и более километров, а средства ПВО большой и средней дальности уничтожены. В таких условиях российские бомбардировщики могли беспрепятственно сбрасывать на "Азовсталь" тяжелые фугасные бомбы, методично разрушая оборонительные укрепления.

Но в небе над Северодонецком применять авиацию очень рискованно - всё воздушное пространство находится в зоне поражения украинской ПВО. К тому же нет фактора внезапности - объект атаки очевиден, противник примерно знает, откуда ждать нападения и готов его отразить.

Но есть тяжелая артиллерия, способная наносить выматывающие удары по украинским позициям.

Эксперты американского Института изучения войны считают, что российская армия все же рассчитывает на прорыв линии обороны южнее Лисичанска с целью его окружения или атаки на город с западного берега Северского Донца - чтобы не форсировать реку.

В попытках возобновить наступление на север, в сторону Лисичанска российские войска провели еще одну безуспешную атаку на Тошковку - поселок городского типа к юго-востоку от Лисичанска, говорится в ежедневном докладе ISW о ходе боев на территории Украины.