Общественно-политический журнал

 

Оккупированный Донбасс высасывает последние ресурсы из слабеющей российской экономики

Недавно в «Известиях» был опубликован материал за подписью замглавы АП Кириенко о том, что разрушенный Донбасс будут восстанавливать за счет бюджета России ценой временного снижения уровня жизни самих россиян. Вскоре заметку удалили (она, впрочем, сохранилась в архиве), объявив ее взломом сайта хакерами. Но пока данные подтверждают истинность этого вывода: уже сейчас Донбасс стал черной дырой для российского бюджета, из-за которой приходится останавливать проекты по развитию российских регионов.

Платит российский бюджет

С самого начала агрессии против Украины в 2014 году Кремль был вынужден брать на экономический буксир «народные республики». Вопреки популярной мифологии о том, что довоенный Донбасс кормил всю Украину, экономика края уже находилась в кризисе и была дотационной. Доходы приносили лишь части промышленных активов, принадлежавших олигархам Ринату Ахметову (меткомбинаты в Мариуполе и самые прибыльные угольные холдинги) и Дмитрию Фирташу (химкомбинаты в Северодонецке и Горловке). Боевые действия 2014-2015 годов усугубили ситуацию. Оказавшиеся в «серой зоне» предприятия потеряли украинские рынки сбыта, и российские власти стали выстраивать схемы по поддержанию их жизнедеятельности.

В 2017 году СБУ опубликовало расследование в отношении российского Фонда поддержки международных гуманитарных проектов. Украинские спецслужбы утверждали, что из 11 млрд рублей бюджета «ЛНР» на месте в виде налогов было собрано всего 2 млрд. Остальное перевели из российского бюджета через фонд-прокладку, главой которого был бывший вице-губернатор Иркутской области Владимир Пашков, а учредителем — южноосетинский Международный расчетный банк, зарегистрированный в Цхинвали на улице Сталина. Позднее Пашков объявился на Донбассе уже в качестве «вице-премьера ДНР».

За счет российского бюджета поддерживалась инфраструктура и социальные выплаты на этих территориях. Впрочем, выплаты оставались гораздо ниже аналогичных в любом российском регионе: средняя пенсия в «ЛДНР» — 7 тыс. рублей, зарплата — 12 тыс. Тем не менее, по подсчетам издания Bild, к 2016 году Россия тратила на поддержание «ЛДНР» до миллиарда евро в год.

Как управляют экономикой Донбасса

Неформальным куратором экономики Донбасса в 2014 году стал заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров. До прихода в министерство экономики он был первым заместителем губернатора Ростовской области, граничащей с Донбассом, и считался специалистом по региону. В декабре 2014 года Назарова назначили главой межведомственной комиссии по гуманитарной помощи Донбассу, и тогда же на нее была возложена задача по организации восстановления региона. Формально Назаров отвечал за организацию поставок гуманитарных грузов, фактически же комиссия занималась полной организацией жизни российских протекторатов на Донбассе. Сюда относились и «гуманитарные» поставки энергоносителей — газа и электроэнергии, — после того, как Украина прекратила снабжать оккупированные территории.

Именно с Сергеем Назаровым связывают схему с привлечением на Донбасс беглого украинского олигарха Сергея Курченко, в прошлом сказочно разбогатевшего на близости к семье президента Януковича и контролировавшего офшорную империю. В 2017 году при российском покровительстве Курченко взял под контроль наиболее прибыльную часть донбасской промышленности, экспроприированную у Ахметова, и организовал систему серого экспорта продукции угольных и металлургических предприятий через фирму «Внешторгсервис» (ВТС), зарегистрированную в Южной Осетии. Например, донбасский уголь через фирмы-прокладки и порты юга России поставлялся по всему миру (включая и Украину, куда он попадал через Беларусь).

Под контроль Курченко перешли принадлежавшие структурам Ахметова Енакиевский и Макеевский металлургические заводы, Енакиевский коксохим, Харцызский трубный завод, угольные предприятия «Ровенькиантрацит», «Свердловантрацит», «Краснодонуголь», а также Алчевский металлургический комбинат (принадлежал Индустриальному союзу Донбасса).

Менеджеры ВТС вошли в руководящие органы «республик» и стали своеобразными колониальными чиновниками (политику «Внешторгсервиса» сравнивали с хищническими методами Ост-Индской компании).

Однако Курченко подвела чрезмерная жажда к обогащению. На донбасских предприятиях начались забастовки из-за задержек зарплат, поскольку вся прибыль выводилась в офшоры. Долгое время Кремль устраивала такая ситуация — в украинских СМИ периодически появлялись публикации про российских чиновников и генералов ФСБ, имевших долю в донбасских схемах. Но в 2021 году, когда ситуация стала угрожать стабильности в регионе, а скрыть масштабы забастовок не удавалось, в Кремле решили заменить авантюриста Курченко на российского бизнесмена с «чистой» биографией Евгения Юрченко, бывшего топ-менеджера «Связьинвеста» и Объединенной авиастроительной корпорации. Он должен был прикрывать вливание в донбасскую экономику российских государственных денег.

Смена кураторов происходила на фоне очередного политического тупика с Минскими соглашениями. Новый российский «инвестор» должен был олицетворять создание «витрины русского мира» на Донбассе, привлекательного для части региона, оставшегося под контролем Киева. Тогда же Путин своим указом снял таможенные барьеры для товаров из «ЛДНР».

Некоторые эксперты предполагали, что финансирование донбасских предприятий могло стать «патриотической» нагрузкой для российских частных металлургических компаний. «Им выделяют те или иные направления, другими словами, их ставят перед фактом, что вместе со своей компанией они должны развивать еще какое-то предприятие на неподконтрольной (Украине) территории Донецкой и Луганской областей», — говорил украинский экономист Алексей Кущ.

Начавшаяся в феврале 2022 новая путинская агрессия прекратила сосуществование двух Донбассов — Кремль замахнулся на оккупацию всего региона. В новых условиях пропала нужда в имитационной государственности «ЛДНР» и сложных схемах: российское присутствие на Донбассе стало открытым. Например, вместо подозрительных банков из Южной Осетии, в «ДНР» официально начинает работу российский «Промсвязьбанк», связанный с ВПК, который находится под западными санкциями и уже открыл свои филиалы в аннексированном Крыму.

По примеру СССР: шефство, интернациональный долг и стройотряды

Еще накануне вторжения в Украину сенатор Рябухин, первый зампред бюджетного комитета Совета федерации, говорил, что восстановление инфраструктуры Донбасса потребует около 1,5 трлн рублей. Теперь, с учетом тотального разрушения Мариуполя, цена вопроса для российского бюджета может вырасти до нескольких триллионов, это подтверждал и Кириенко (либо лирический герой публикации, приписываемой Кириенко). Сенатор Рябухин также утверждал, что деньги на Донбасс у России есть — и по линии госбюджета, и в рамках частно-государственного партнерства. Главное, говорил он, защитить Донбасс от угрозы нападения Украины.

Спустя три месяца войны российские губернаторы и мэры начали наперебой предлагать шефство над донбасскими городами. Так, мэр Москвы Сергей Собянин вознамерился взять под крыло Луганск, а глава правительства Санкт-Петербурга Александр Беглов — Мариуполь. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев объявил о «шефстве» над Дебальцево Донецкой области, губернатор ХМАО Наталья Комарова подписала соглашение о сотрудничестве между Югрой и Макеевкой, а Чувашия планирует помогать восстанавливать донецкие заводы.

В рамках Петербургского экономического форума был заключен договор о сотрудничестве между «ДНР» и Тульской областью, о чем рапортовал Денис Пушилин, почетный гость мероприятия. Всего донбасская нагрузка была навязана 20 регионам. Курирует процесс первый заместитель АП Сергей Кириенко, которого кулуарно называют «вице-королем Донбасса».

Координировать инфраструктурные проекты будет правительственный штаб во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным, крупным лоббистом строительной отрасли. Соответствующее соглашение подписали Министерство строительства России и «правительства» «ЛДНР». Источники «Коммерсанта» отмечают, что генподрядчиком строительных работ на Донбассе может стать созданный в 2021 году Единый госзаказчик в сфере госстроек, находящийся в подчинении у Минстроя. Эта структура занимается строительством в российских регионах объектов, финансируемых из федеральной адресной инвестиционной программы (в которую на 2021–2023 годы заложено 938,7 млрд рублей).

О том, что отвлечение средств из региональных бюджетов приведет к проблемам на местах, уже свидетельствует сокращение расходов в субъектах России — например, на дорожное строительство. В мае 2022 был отменен тендер на реконструкцию Р-504 «Колыма» (5,3 млрд рублей), в июне заморожен ремонт трассы «Байкал» (6,6 млрд рублей). Не хватает средств и на тушение пожаров в Сибири. Можно легко предположить, что по мере ужимания бюджетов регионов щедрая помощь Донбассу будет превращаться в аналог «интернационального долга» времен позднего СССР, когда власти содержали дружественные социалистические режимы на фоне ухудшающегося экономического положения внутри страны.

Отдельное направление — кадры и трудовые ресурсы. Начиная с 2014 года, демографическая ситуация на Донбассе стремительно ухудшалась. Население сократилось вполовину — с 6,5 млн до 3,6: зону военного конфликта покидало экономически активное население и молодежь. Часть людей перебиралась на украинскую территорию, часть – в Россию. В результате этих процессов Луганск и Донецк стали городами пенсионеров: в населении республик лица пенсионного возраста составляли около половины. После нынешнего этапа войны население еще более сократилось за счет беженцев и военных потерь (в ЛДНР объявлена всеобщая мобилизация, и значительная часть мужчин оказалась на фронте, где «союзные части» несут большие потери). То же самое можно сказать и о территориях Донбасса, захваченных Россией в ходе «спецоперации».

Восполнение человеческих ресурсов будет происходить, в том числе, за счет вахтовиков и переселенцев из России. Российские власти уже активно вербуют чиновников, врачей и учителей из регионов, привлекая двойными окладами и льготами (например, беспроцентной ипотекой). Провластный телеграм-канал «Незыгарь» предлагает воспользоваться «опытом Израиля», то есть поощрять переселение нескольких миллионов россиян на оккупированные территории.

Еще один вариант — перенаправление на Донбасс трудовых мигрантов из Средней Азии. Глава Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин в интервью «Российской газете» указывал на перспективность такого плана — в условиях, когда жители российской провинции «начинают терять трудовые навыки», а для мигрантов с их высокой трудоспособностью на Донбассе «поле деятельности огромное».

Некоторые российские энтузиасты «денацификации» Украины предлагают использовать на Донбассе принудительный труд украинских военнопленных, по примеру послевоенного восстановления СССР. С подобными инициативами выступил и «Минюст ДНР». В партии «Единая Россия» не забывают и о другой советской практике — студенческих стройотрядах, которые планируют бросить на восстановление донбасской инфраструктуры. «Такая работа должна засчитываться как учебная, ознакомительная и производственная практика», — сообщает официальный сайт ЕР.

Подобные планы свидетельствует о том, что Кремль рассматривает Донбасс уже как часть России, следующий объект для аннексии. А российская бюрократия воспринимает регион как место, где можно легко сделать «патриотическую» карьеру — и, с учетом коррупционных традиций, быстро обогатиться за счет щедрых программ и дотаций, выделяемых из бюджета «на Донбасс».