Общественно-политический журнал

 

В Германии предлагают нанимать на работу айтишников из Беларуси и России

В Германии не хватает порядка 100 тысяч IT-специалистов. Недавно немецкая ассоциация цифровой индустрии Bitkom предложила решение этой проблемы: пригласить на работу айтишников из Беларуси и России. Для этого, считают в ассоциации, правительство ФРГ должно снизить требования к знанию ими языка и ускорить процедуру выдачи виз - вплоть до одной недели.

Что об этом думают немецкие политики, и как должны проверять потенциальных IT-релокантов? Об этом поговорили с Адель Холдампф-Вендель (Adel Holdampf-Wendel), руководительницей отдела трудового права Bitkom.

- По данным Bitkom, в Германии не заняты почти 100 тысяч вакансий в IT-сфере. Ваша ассоциация призвала правительство целенаправленно привлекать в Германию IT-специалистов из Беларуси и России, которые хотят эмигрировать. Как вы себе это представляете?

- Мы считаем, что нужно предложить поддержку тем, кто хочет эмигрировать, прежде всего, ускорить для них процедуру выдачи виз. Мы презентовали специальную программу под названием #greencard22, которая, в частности, предлагает в течение одной недели выдавать вид на жительство и разрешение на работу специалистам, которые уже имеют конкретное предложение о работе.

Тем IT-специалистам, у кого еще нет конкретного предложения, можно предоставить ускоренную процедуру получения визы для поиска занятости. Чтобы у них была возможность в течение полугода найти здесь работодателя и подать заявление на получение обычного разрешения на работу. Мы также выступаем за ускорение определенных процедур, которые касаются признания образования или опыта работы по профессии. Кроме того, мы считаем, что необходимо снизить требования к знанию немецкого языка, по крайней мере до въезда в страну. Учить язык можно и после переезда в Германию.

Также IТ-специалистам необходима информационная помощь. Нужно распространять информацию о существующих службах поддержки и горячих линиях, а также предоставлять заинтересованным специалистам личные консультации и дополнительную информацию об условиях жизни в Германии, жилье, школьном образовании, уходе за детьми, курсах и интеграционных предложениях по изучению немецкого языка. Эту информацию необходимо систематизировать и сделать доступной на русском языке. Все это уже есть во многих местах, но, возможно, еще не очень хорошо известно целевой аудитории.

- У IT-специалистов и раньше была возможность получить Blue Card EU. Эта программа была недостаточно привлекательной для граждан России и Беларуси?

- Мы обратили внимание, что оформление Blue Card занимает относительно много времени. В той особой ситуации, которая сложилась сейчас, мы облегчим людям задачу, если их случаи будут решаться быстрее.

- Была ли уже реакция на это предложение со стороны правительства ФРГ?

- Безусловно, мы обсуждаем этот вопрос с политиками. Но сейчас я не могу сказать, в какой степени наши предложения будут реализованы.

- Есть ли у вас статистика, сколько IT-специалистов из России и Беларуси приехало в Германию в прошлом?

- У меня нет таких данных о Германии. Но мы слышали из официальных источников, а также из прессы, что, вероятно, порядка 170 тысяч IT-специалистов уже покинули Россию и в основном остаются в сопредельных странах. Возможно, кто-то из них сейчас строит планы на долгосрочную перспективу и ищет новое место жительства.

- Может ли Германия конкурировать с США, лидером по релокации для IT-специалистов?

- Мы знаем, что в США уже запланирована программа для специалистов IT-сферы, будут снижены требования к соискателям, а процедуры ускорены. Поэтому, несомненно, многие другие страны заинтересованы в том, чтобы закрепить эти таланты в их собственном экономическом пространстве и чтобы они, возможно, начали там новую жизнь.

- Bitkom призвал предусмотреть меры по устранению возможных рисков в сфере безопасности и противодействия саботажу. О каких мерах идет речь?

- Речь о стандартных процедурах. Еще на этапе оформления визы проводится определенная проверка личности, что тот или иной человек не представляет опасности для ФРГ. В случаях, когда речь идет о секретных данных или защите от саботажа, также существуют установленные процедуры в соответствии с Законом о допуске к секретным материалам. Это актуально для IT-сектора, когда дело касается критически важной инфраструктуры. Там проверка безопасности осуществляется властями, Федеральным ведомством по охране конституции, и должна проводиться в стандартном порядке.

- За это отвечает Федеральное ведомство по охране конституции или еще какие-то органы?

- За это отвечают разные ведомства, но это регулируется законом.

- Вы что-то знаете о том, как именно проходят подобные проверки?

- Я не знаю конкретные подробности, но есть служба безопасности, анкета, которую нужно заполнить, затем проводится собеседование. Я не в курсе деталей. Но знаю, что для этого существуют стандартизированные официальные процедуры.

- Это стандартная процедура, или вы считаете, что из-за войны сейчас необходимо более тщательно проверять соискателей?

- Это останется на усмотрение властей. Но, судя по сообщениям служб безопасности, они исходят из того, что риск диверсий или случаев саботажа может возрасти, а также что определенные люди могут быть завербованы для шпионажа. Поэтому, безусловно, угроза в киберпространстве возросла. Это понимают и компании, которые гораздо больше знают о безопасности данных и стараются выстроить свои системы так, чтобы в их защите было как можно меньше пробелов.

- Bitkom в своем предложении также отметил, что следует убедиться, что соискатели не поддерживают войну России в Украине и разделяют важнейшие принципы и ценности демократии в Германии. Как это планируют проверять?

- Насколько мне известно, это тоже является частью стандартной проверки, что человек придерживается принципов свободы и демократии и не выступает против них.

- А как это проверить? По социальным сетям? При желании подобные взгляды можно относительно быстро скрыть.

- Подобный аудит не будет проводить Bitkom, мы оставляем это на усмотрение властей, которые имеют опыт в этом и разработали стандартные процедуры.

- То есть, ваша организация просто предлагает властям обратить на это внимание?

- Да.

Ирина Шпаковская