Общественно-политический журнал

 

Массовое оболванивание самых беззащитных. В российские школы пришла война: «За Родину-мать не страшно умирать»

О долге перед родиной российским детям говорят в два раза чаще, чем о пользе здорового образа жизни. Современные школьники обязаны писать письма на фронт, собирать гумпомощь жителям Донбасса и праздновать «русскую весну», а с 1 сентября каждую неделю учителя должны начинать с поднятия флага и классного часа на тему «спецоперации». За десять лет идеологическое воспитание стало ключевой частью школьной программы.

В апреле глава Минпросвещения Сергей Кравцов на форуме «Сила в правде!» предложил исполнять гимн и поднимать флаг в школах каждый понедельник. Такая практика, по словам Кравцова, «способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения». На закупку государственных символов правительство выделит почти миллиард рублей.

«Следить за тем, с каким пафосом мы поднимаем флаг в понедельник и опускаем в пятницу, будет прокуратура, — рассказывает учительница Александра Коротаева, — Нас уже обязали приобрести флагшток, который стоит более 20 тысяч. Это при том, что в моей школе не на всех детей хватает учебников».

С 1 сентября о целях «специальной военной операции» (то есть о вторжении России в Украину — ред.) школьникам будут рассказывать в обязательном порядке. С классного часа «Разговоры о важном», план которого утвержден Минпросвещения, учителя должны начинать каждый понедельник. Объяснять детям, что «российские военные — герои», а «жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию», начнут с пятого класса, учить пословицы «Счастье Родины дороже жизни» и «За Родину-мать не страшно умирать» — с третьего, а слушать песни «С чего начинается Родина» и «Гляжу в озера синие» — с первого.

В школах появятся ставки советника директора по воспитанию, а «Крымская весна», «Бессмертный полк» и «Память о геноциде советского народа» станут обязательными мероприятиями. Всего на патриотические мероприятия планируется отводить до 1320 учебных часов в год.

Методички классных часов о «миротворческой операции» в Украине российские школы получили еще в марте: учителей обязали объяснить детям причину «спецоперации», значения понятий денацификация и демилитаризация, а также признаки фейковой информации.

Сценарий классного часа, по словам опрошенных нами старшеклассников, включал оценку действиям «фашистского правительства» Украины, которое «преступным путем захватило власть в стране и учинило геноцид русского народа», а также разбор поводов для военного вторжения России. Среди них — угроза расширения НАТО на восток и несоблюдение украинской стороной Минских соглашений.

Презентацию и план урока «Историческая правда», по словам собеседников «Новой Газеты. Европа», учителям «спускали» районные администрации. Перед преподавателями стояла задача рассказать детям, как связаны события 2014 и 2022 года, и объяснить, что «оказание помощи и поддержки жителям Украины» — основная причина присоединения Крыма и военной операции.

За полгода о проведении ликбеза отчитались более 50 школ, еще 450 приняли участие в акции «Письмо солдату». Мероприятие для школьников, «желающих выразить слова благодарности и поддержки» российским военным, была запущена в марте Минобороны и Минпросвещения, а спустя месяц телеканал «Звезда» опубликовал репортаж о белгородской школе, где десятки первоклассников отправляют на фронт письма-треугольники с символами Z и V.

«Письмо солдату» — одна из наиболее отвратительных акций, поскольку ее, как правило, проводят в начальной школе, — комментирует глава «Альянса учителей» Даниил Кен, — Выглядит это так: маленьким детям говорят, что нас кто-то защищает, и надо нарисовать им цветочек. В таком виде пропаганда наиболее эффективна, поскольку нацелена на самых беззащитных».

За полгода школы провели более 50 тысяч военно-патриотических акций, а открытые уроки, посвященные участникам войны в Украине, — «Ценности и героизм», «Герои нашего времени», «Уроки мужества», «Герои России» — прошли как минимум в 400 школах страны.

Помимо бесед на тему российско-украинских отношений, школы проводят классные часы, посвященные гибридным войнам: ученикам объясняют, как страны Запада атакуют Россию, «используя политическую пропаганду, террор, дезинформацию и экономическое давление».

Приоритет военно-патриотического воспитания укреплялся в образовательной системе последние 10 лет. К 2021 году уже более 20% школьных мероприятий имели милитаристское содержание. Например, российские школьники ежегодно отмечают присоединение Крыма, прорыв блокады Ленинграда, День памяти о геноциде советского народа и вывод войск из Афганистана.

Спортивные соревнования, уроки здорового питания и турниры по шахматам школы проводят в два раза реже — в прошлом году спортивные мероприятия заняли менее 10% школьной программы. При этом подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и другим образовательным мероприятиям школьники уделяют 40% от внеклассной деятельности.

Последние 10 лет Александра Коротаева работает учителем русского языка в деревенской школе Смоленской области. За то время, что она учит детей, духовно-нравственное воспитание полностью сосредоточилось на военной теме. «В 1980-е, когда я сама была школьницей, о войне мы вспоминали только в День Победы, — рассказывает Александра, — Сейчас мне на почту от администрации приходит такое количество положений о проведении военно-патриотических мероприятий, что организовать все это просто невозможно. Каждый конкурс сочинений — о войне. У всех коллег этот конвейер, который работает в промышленных масштабах, вызывает чувства отвращения и протеста».

Сегодня вся воспитательная работа с детьми, по словам собеседников «Новой газеты. Европа», выстроена вокруг военных событий, а школьный календарь ежегодно пополняют обязательные для проведения патриотические акции.

«Начиная с 2014 года даже День Победы школы стараются привязать к современной военной и внешней политике России, — рассказывает Даниил Кен, — Традиционные историко-патриотические уроки дополнили оговорки про воинов, которые по сей день стоят на страже мирного неба, а конкурсы чтецов на военную тематику стали распространяться на начальные классы, где дети еще не знают историю и не понимают содержание стихотворений, которые рассказывают».

За 11 лет интенсивность военно-патриотического воспитания выросла втрое: помимо Дня Победы, каждый сентябрь дети отмечают День памяти жертв блокады, в ноябре вспоминают о военных конфликтах в рамках Дня воинской славы, в феврале участвуют в традиционных мероприятиях ко Дню защитника Отечества, а также отмечают вывод войск из Афганистана.

«Крымская лаванда»

После вступления Крыма в состав России школы ежегодно отмечают «воссоединение» открытыми уроками, методички которых выложены в свободный доступ. Учителя обязаны объяснить детям: Крым — «кусочек России», который 60 лет назад был передан Украине «широким жестом» Хрущева, а в 2014 году после «политического кризиса» и «захвата власти русофобскими элементами» «вернулся домой» путем референдума.

С начала войны классные часы, посвященные «воссоединению Крыма с Россией», прошли более чем в 1700 школах, а открытый урок «Русская весна», по данным Минпросвещения, посмотрели два миллиона школьников. Итог «возвращения Крыма», как объяснили детям, — «достижения и успехи, мирное небо и уверенность в завтрашнем дне». Для начальных классов учителя провели отдельную акцию — мастер-классы «Крымская лаванда»: дети вырезали из бумаги веточки лаванды, символизирующие мир на полуострове.

Помимо классных часов с 2014 года школы проводят сбор гумпомощи жителям Донбасса: в рамках акций «Дети России — детям Донбасса» и «Новогодние подарки детям непокоренного Донбасса» школьники собирают посылки с канцелярскими принадлежностями и одеждой. В 2022 году «Единая Россия» организовала аналогичную акцию «Книги — Донбассу»: к «сбору книг на русском языке» для жителей ДНР уже присоединились более 50 российских школ.

К 2021 году патриотическое воспитание как отдельное направление появилось среди образовательных стандартов ФГОС-2021, на основе которых формируется учебная программа и пишутся учебники. В приказе Минпросвещения говорится, что выпускник к окончанию школы должен знать не только базовые предметы, но и осознавать свою национальную идентичность, проявлять интерес к познанию истории, культуры, уважительно относиться к достижениям своей страны, государственным праздникам, историческому наследию.

При этом внимание школ сосредоточено на одной памятной дате — победе СССР над нацистской Германией. Участию России в Первой мировой войне и чеченских конфликтах школы уделяют в сотни раз меньше времени.

Каждую неделю восьмиклассники из московской школы № 1571 проходят строевую подготовку, нарабатывают скорость разборки и сборки автоматов и магазинов, стреляют из лазерной винтовки. Кроме этого от обычных школьников ребят из кадетского класса, как рассказывают учащиеся, отличает военная форма, обязанность нести вахты на Посту №1, участвовать в олимпиаде «Не прервется связь поколений» и параде на Поклонной горе.

В 2014 году в Москве стартовал проект Кадетский класс в московской школе. В тот же год столичные школы открыли 72 кадетских класса. По итогу обучения кадеты обязаны знать все образцы отечественного оружия, уметь стрелять из автомата и рыть окопы. К 2022 году кадетские классы запустили уже 260 столичных школ, а годом ранее инициативу подхватил Петербург. Городские законы о кадетском образовании обозначили ряд привилегий для будущих военных и их учителей, среди которых — соцвыплаты и преимущества при поступлении в вузы.

На сегодняшний день в России как минимум 730 школ открыли на своей базе кадетские классы. Волгоградская область и Мордовия — лидеры по количеству учебных заведений, где часть школьников проходят военную подготовку, а в Краснодарском крае с 2004 года на базе школ реализован кубанский аналог кадетского движения — казачьи классы. К 2020 году в крае их насчитывалось более 4,5 тысяч. Основные предметы, которые изучают школьники в черных кителях, — «кубановедение» и «основы православной культуры».

Раз в неделю ученики кадетского класса ФСИН из мурманской школы ходят на занятия в колонию строго режима № 17. Сотрудники учреждения показывают детям камеры, учат боевым приемам и читают лекции об истории огнестрельного оружия. 

«Во время первого посещения колонии нам показали, как работают спецназ и кинологи, — рассказывет Настя, староста класса. — В следующий раз нас повели на выставку оружия. С тех пор мы ходим в колонию каждую неделю на учебно-тренировочные занятия в отряд «Айсберг», где получаем навыки самообороны и учимся на время разбирать и собирать оружие».

От учеников требуют носить черную форму, участвовать в олимпиаде «Правовая азбука» и слушать лекции фсиновцев. «Из-за формы нас часто берут на всякие мероприятия, например, на парад в честь Дня победы, — говорит одноклассница Насти — Вера, — Также сотрудники ФСИН регулярно приходят к нам, чтобы рассказать о своей работе и о том, что нужно сдавать, если собираешься дальше идти по специальности».

Помимо ФСИН подведомственные кадетские классы есть у Следственного комитета, Росгвардии, МВД, МЧС и ФСБ. Каждое силовое ведомство проводит с учениками масштабную внеклассную работу, в том числе военную подготовку, которую некоторые дети начинают осваивать с первого класса.

В 2020 году Владимир Путин предложил расширить понятие воспитания учащихся, которое, по мнению президента, должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества».

Соответствующие поправки к закону «Об образовании» Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях. С этого момента школы резко милитаризируются: к историческим событиям, обязательным для разбора на классных часах, государство добавляет прорыв блокады Ленинграда, вывод войск из Афганистана и геноцид советского народа.

Каждый год воспитательница сочинского детского сада Ирина (имя изменено) шьет военную форму для шестилетних детей. К 23 февраля городская администрация 10 лет подряд организует конкурс строя и песни: дошкольники поют гимн России, маршируют, выполняют строевые команды.

За каждой подготовительной группой закреплен свой «род войск»: МЧС, Преображенский полк, кадеты, медсестры, поварята. В этом году воспитанники Ирины представляли «Юнармию». «С нас потребовали нарядить детей в форму — песочные штаны и красные поло — и разучить с ними гимн, девиз движения и песню «Служить России суждено тебе и мне»», — рассказывает воспитательница.

С «Юнармией» Ирина первый раз столкнулась три года назад: «Раз в два-три месяца представители движения начали организовывать нам военно-патриотические конкурсы и праздники, а детский садик выделил отдельную комнату, где висит форма, гимн и девиз юнармейцев».

Дети, по словам Ирины, до конца не понимают, что происходит, а родители реагируют спокойно. «За 10 лет возмутился только один папа — не понравилось, что его ребенка оденут в военную форму, — вспоминает Ирина, — Тогда директор потребовала его номер телефона для профилактической беседы».

К 2024 году правительство нацелено вовлечь в систему патриотического воспитания 24% граждан, а количество участников основного военно-патриотического движения страны — «Юнармии» — достигнет, по плану Минпросвещения, 1,7 миллионов детей.

На сегодняшний день в ряды «Юнармии» уже вступило более миллиона школьников, а штабы движения открыты в каждом регионе страны. Военно-патриотическая организация была создана в 2016 году по инициативе Сергея Шойгу, чтобы формировать у подрастающего поколения «положительную мотивацию к выполнению конституционного долга» и «подготовить юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Несмотря на то, что Конвенция о правах ребенка, Конституция и Семейный кодекс запрещают деятельность милитаризированных структур в стенах образовательных учреждений, как минимум две тысячи школ во всех регионах страны проводят «юнармейские» мероприятия. А в отдельных регионах — Пензенской, Рязанской и Липецкой областях — деятельность «Юнармии» освещают около четверти школ.

«В образовательном учреждении, где учатся сотни, а иногда тысячи человек, набрать группу детей, которые вступят в юнармейские ряды, несложно, — рассказывает глава «Альянса учителей» Даниил Кен, — Зато потом эти ребята будут активно представлять «Юнармию» на всех школьных мероприятиях: нести знамя на линейке, устраивать конкурсы и театрализованные представления для праздников. Даже действуя условно добровольно, они становятся пропагандистской единицей внутри школы. Тем более очевидно, что всю политику и эстетику их деятельности полностью диктуют взрослые».

Помимо школьных мероприятий, «Юнармия» организует детские лагеря «Юнармейское лето», где мальчики и девочки от 8 лет «не только отдыхают, но и приобретают навыки в области основ военной службы», а также конкурсы творческих работ, например, «На защите мира», в ходе которого дети исполняют военные песни и рисуют плакаты на тему героического прошлого страны.

В июне движению исполнилось шесть лет. В честь дня рождения «Юнармии» школьники «от Сахалина до Луганска» собрались на ежегодном подмосковном форуме «Юнармия ZA».

В этом году «гвоздем» программы стал Леша Павличенко: восьмилетний «волонтер» из поселка Веселая Лопань на границе с Украиной, который «каждый день выбегает из дома и приветствует военных».

На форуме Леша был торжественно принят в ряды движения и получил в подарок «форменную спецодежду и армейский фонарик».

Помимо юнармейских отрядов и кадетских классов подготовка юношей к военной службе ведется в рамках Дня призывника. В 2022 году более 100 школ провели беседы с подростками о последствиях уклонения от армии и плюсах службы, среди которых — приобретение коммуникативных навыков и уверенности в себе, а две школы в Краснодарском крае и Рязанской области организовали классный час «Военная служба по контракту — твое стабильное будущее».

«Сегодня из-за безработицы служба в армии для детей из бедных и отдаленных регионов — один из немногих социальных лифтов, — комментирует социолог Елена Омельченко, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ. — Однако для школьников городского среднего класса это дополнительный стимул получить образование, поскольку государство не дает ответ, чем обеспечивается этот долг. Если Советский союз долг перед родиной объяснял бесплатным образованием, досугом, то есть государство заключало с юношей некий контракт, то сейчас мотивировать подростков идти служить гораздо сложнее».

Дарья Таланова