Общественно-политический журнал

 

«Лукашенко поставил все на победу России – и просчитался»

В рамках проходящей на этой неделе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорк прибыла лидер демократической Беларуси Светлана Тихановская. На Генассамблее присутствует также представитель белорусского режима Владимир Макей – но именно Тихановская представляет ту активную и сражающуюся за демократические перемены Беларусь, которой задают важные вопросы о войне, развязанной РФ в Украине. В понедельник, 19 сентября, состоялась дискуссия Светланы с Мелиндой Хэринг, заместительницей директора Евразийского центра Атлантического Совета – где эти вопросы прозвучали снова.

Встречу открыла экс-заместитель госсекретаря США по вопросам мировой политики, а ныне вице-президент центра стратегии и безопасности Скоукрофта при Атлантическом совете Пола Добрянски, напомнившая о «непредставимом жестоком насилии», с которым были подавлены белорусские протесты 2020 года, о более 1300 белорусских политзаключенных и о том, что в то время, пока Лукашенко поддерживает Путина, разрешая ему использовать инфраструктуру Беларуси для ведения ничем не спровоцированной войны с Украиной, Светлана смогла «пролить свет на то, какой должна быть Беларусь» и «объединить самых разных членов демократической оппозиции и гражданского общества».

Добрянски заверила, что США будут и впредь использовать «все возможные способы, чтобы поддержать белорусский народ».

Также выступил постпред Литвы при ООН Андрюс Кривас, сообщив о том, что популярной поддержки среди народа у белорусского режима уже нет, и держится он только благодаря поддержке военных и силовиков, а также «криминального режима Путина». По его словам, Литва гордится тем, что поддерживает белорусскую оппозицию и дает у себя приют ее лидерам – в том числе самой Светлане. По его словам, «когда наступит день, в который белорусы смогут свободно избрать себе лидера и привлечь Лукашенко к ответу, мы все будем горды тем, что поддерживали их». Это звучало обнадеживающе на фоне свежих заявлений главы МВД Литвы Агне Билорайте о том, что белорусам, как и гражданам РФ, тоже следовало бы ограничить въезд в ЕС на основе того, что белорусский режим поддерживает Путина.

Далее слово взяла Мелинда Хэринг, задавшая вопросы самой Светлане – признавшись, что та является для нее примером настоящего «badass resistance» («по-настоящему крутое сопротивление»). Тихановская долго и спокойно, в чем-то даже привычно, разъясняет, как именно белорусы «помогают Украине выиграть войну» (часто повторяя, что Украина войну обязательно выиграет) – это и самоотверженная работа белорусских «рельсовых партизан», и волонтерский мониторинг военной активности на границе Беларуси и Украины, и воюющие за ВСУ многочисленные белорусские добровольцы. По ее словам, сейчас в мире наблюдается «утомленность белорусской тематикой», а также, что намного страшнее, еще и некоторая «утомленность темой войны в Украине», своего рода медиа-усталость – и в этой ситуации важно не останавливаться.

«Мы понимаем, что освобождение Украины откроет возможность освобождения и для Беларуси, – повторила она несколько раз,– И тактическое поражение российской армии даст нам шансы поменять статус кво. Войну не поддерживают не только демократические белорусы, но и многие пособники Лукашенко».

По словам Тихановской, в 2020 году демократическими силами Беларуси все же были сделаны некоторые ошибки. «В 2020 мы еще не были готовы, а теперь нам важно избежать ошибок, совершенных тогда». Но на прямой вопрос Мелинды о том, готовы ли белорусы к силовому, уже не мирному сопротивлению, она не может дать столь же прямой ответ: «Я все еще верю, что наша революция будет мирной. Мы не хотим насилия со стороны демократического движения, но настроения в обществе тоже меняются. Возможно, люди разочарованы, что мирная революция не привела нас к переменам. Но я верю, что если мы хотим выстроить демократическую страну, нам надо показать, как демократические инструменты помогают решать проблемы. Но будущее непредсказуемо – и если будет необходимость другого плана участие, чтобы выиграть нашу битву за демократию, кто знает, что может быть».

«У Путина была очень плохая неделя, – резюмировала Мелинда Хэринг, упомянув недавние успехи ВСУ. – Если у Путина проблемы, у Лукашенко тоже проблемы?»

«У Лукашенко большие проблемы еще с 2020, как мне кажется, – ответила Светлана, – но сейчас он себя ведет так, словно он ограбил банк и притворяется, что ничего не было. Лукашенко поставил все на победу России – и просчитался. Мне кажется, он сейчас в ловушке, и наша задача – не дать ему в очередной раз выкрутиться из этой ситуации. Мы верим в то, что украинцы победят – и мы должны использовать эту возможность избавиться и от нашего режима, но нам нужна поддержка всего демократического сообщества». По ее словам, пусть Лукашенко и преуспел в выстраивании мощной властной вертикали, нынешнее состояние этой вертикали «не такое стабильное и монолитное, как может показаться», и «даже те, кто близок к режиму, понимают, что Лукашенко потерял контроль над Беларусью. Даже люди из номенклатуры видят, что ситуация меняется – Лукашенко вынужден балансировать, но пространства у него все меньше».

Тем не менее, Мелинда Хэринг задает закономерный вопрос: да, Лукашенко оторван от народа, но не оторвана ли и сама Тихановская, два года находящаяся в вынужденной эмиграции? Светлана считает, что связь с народом она все-таки держит – благодаря технологиям, контактам с представителями разных белорусских движений и открытости для общения, ведь «даже представители пропаганды имеют возможность со мной пообщаться и задать мне неудобные вопросы». Это правда – не так давно она пообщалась с главным телепропагандистом белорусского режима Григорием Азаренком (по его инициативе), который пытался беседовать с ней о стыде и ответственности, но быстро потерял эмоциональное равновесие.

Как считает Тихановская, в связи с чудовищными репрессиями белорусы безусловно боятся выражать протест, но ждут момента, когда им снова можно будет «выразить открытое несогласие с режимом» – поэтому вряд ли можно считать, что внутри страны люди продолжают вести обычную жизнь. «Я полагаю, что в Беларуси у каждого человека есть родственник или друг, или просто знакомый, который находится в тюрьме», – сказала она.

При этом, по словам Тихановской, новая свободная Беларусь невозможна без победы Украины: «Судьбы наших двух стран связаны. Если Беларусь не будет свободной, она останется постоянной угрозой и Украине, и Литве, и Польше, и другим своим соседям». Именно поэтому, по ее словам, нельзя скидывать Беларусь со счетов – «мы не можем решить ситуацию в Украине и оставить при этом Беларусь позади; этот кризис надо решать комплексно».

Светлана старается не критиковать правительство Зеленского, осторожно отмечая, что понимает, «почему до войны украинская власть была довольно осторожной насчет нас – они надеялись, что сохранение связей с белорусским режимом предотвратит его участие в войне. Но они получили от режима нож в спину и поняли, кто есть кто. Мы открыли представительство нашего офиса в Киеве, его возглавляет Валерий Ковалевский – мы больше общаемся с Зеленским и Верховной Радой, и должны разрабатывать сценарий будущих отношений свободной Беларуси и Украины, и начинать надо уже сейчас». Напомнив о том, что белорусы, бежавшие от режима в Украину, после начала войны столкнулись с дискриминацией, невозможностью продлить вид на жительство и необходимостью вынужденно уехать, Тихановская сказала, что «пусть президент Зеленский до сих пор очень осторожен насчет коммуникации с нами, но имперские амбиции России касаются не только Украины, но и Беларуси, поэтому украинцы должны разделять белорусский режим и белорусский народ». По ее словам, Зеленский это понимает, «но в его стране война, и ему тоже надо балансировать».

После этих слов Тихановской, уже в завершение встречи, выступила Кира Рудик, украинский депутат и глава партии «Голос», заверив ее в том, что украинский народ ей благодарен и «очень ценит и никогда не забудет поддержку».

«Я помню, что мы общались за неделю до начала войны, – вспомнила Кира. – И все говорили: да нет, Путин не нападет на Украину! И только вы были единственным человеком, который точно сказал: он нападет». Учитывая такую дальновидность Тихановской, Рудик задала ей вопрос о том, как украинцы могут поддержать демократическую Беларусь. «Просто объясняйте, почему Беларусь тоже важна, – попросила Светлана. – И в будущем мы хотели бы, чтобы когда (после победы Украины) дойдет до переговоров, речь шла не о про-режимной Беларуси, а о демократической. Объясняйте, что большинство белорусов не поддерживает эту войну, что белорусы не могут нести на себе ответственность за преступления режима».