Общественно-политический журнал

 

Запад с трудом находит резервы для новых поставок оружия Украине

США и другие страны НАТО с трудом находят резервы для новых поставок оружия Украине, пишет американская газета New York Times.

Когда распался Советский Союз, европейские страны ухватились за «дивиденды мира», резко сократив свои оборонные бюджеты, свои армии и свои арсеналы.

С появлением «Аль-Каиды» почти десятилетие спустя терроризм стал мишенью, что потребовало различных военных инвестиций и более легких и экспедиционных сил. Даже длительные боевые действия НАТО в Афганистане мало походили на сухопутную войну в Европе с применением артиллерии и танков, которая, по мнению почти всех министерств обороны, никогда не повторится.

Но это оказалось не так.

В Украине европейская война, которую считали немыслимой, поглощает скромные запасы артиллерии, боеприпасов и средств ПВО того, что некоторые в НАТО называют «армией бонсай» в честь крошечных японских деревьев. Даже у могущественных Соединенных Штатов есть лишь ограниченные запасы оружия, которые необходимы украинцам, и Вашингтон не желает перенаправлять ключевое оружие из уязвимых регионов, таких как Тайвань и Корея, где Китай и Северная Корея постоянно проверяют пределы своих возможностей.

Сейчас, спустя девять месяцев после начала войны, фундаментальная неподготовленность Запада вызвала безумную борьбу за то, чтобы снабдить Украину тем, что ей нужно, а также пополнить запасы НАТО. Поскольку обе стороны расходуют оружие и боеприпасы невиданными со времен Второй мировой войны темпами, борьба за сохранение арсеналов стала критическим фронтом, который может оказаться решающим для усилий Украины.

По словам представителей НАТО, количество используемой артиллерии ошеломляет. В Афганистане силы НАТО могли выпускать по 300 артиллерийских выстрелов в день и не особо беспокоиться о противовоздушной обороне. Но Украина может производить тысячи выстрелов в день и по-прежнему отчаянно нуждается в противовоздушной обороне от российских ракет и беспилотников иранского производства.

«День в Украине — это месяц или больше в Афганистане», — сказала Камилла Гранд, эксперт по обороне в Европейском совете по международным отношениям, которая до недавнего времени была помощником генерального секретаря НАТО по инвестициям в оборону.

Прошлым летом в Донбассе украинцы ежедневно производили от 6000 до 7000 артиллерийских выстрелов, сообщил высокопоставленный представитель НАТО. Русские стреляли от 40 000 до 50 000 снарядов в день.

Для сравнения, в США ежемесячно производится всего 15 000 снарядов.

Поэтому Запад изо всех сил пытается найти все более дефицитное оборудование и боеприпасы советской эпохи , которые Украина может использовать сейчас, включая ракеты ПВО С-300, танки Т-72 и особенно артиллерийские снаряды советского калибра.

Запад также пытается придумать альтернативные системы, даже если они старше, чтобы заменить сокращающиеся запасы дорогих ракет ПВО и противотанковых «Джавелинов». Это посылает убедительные сигналы западным оборонным предприятиям о том, что не за горами долгосрочные контракты, и что следует нанимать больше рабочих смен и модернизировать старые заводские линии. Он пытается закупать боеприпасы в таких странах, как Южная Корея, для «пополнения» запасов, отправляемых в Украину.

Ведутся даже дискуссии о том, чтобы НАТО инвестировало в старые заводы в Чехии, Словакии и Болгарии, чтобы возобновить производство 152-мм и 122-мм снарядов советского калибра для украинского артиллерийского арсенала, в значительной степени еще советского периода.

Но препятствий так же много, как и решений.

Страны НАТО — часто с большой помпой — предоставили Украине передовую западную артиллерию, которая использует стандартные для НАТО 155-мм снаряды. Но системы НАТО редко сертифицированы для использования снарядов, произведенных другими странами НАТО, которые часто делают снаряды по-другому. (Это способ для производителей оружия гарантировать, что они могут продавать боеприпасы для своего оружия, подобно тому, как производители принтеров зарабатывают деньги на чернильных картриджах.)

Кроме того, существует проблема законного экспортного контроля, который определяет, могут ли оружие и боеприпасы, проданные одной стране, быть отправлены в другую воюющую страну. Именно по этой причине швейцарцы, заявляя о своем нейтралитете, отказали Германии в разрешении на экспорт в Украину необходимых зенитных боеприпасов, произведенных в Швейцарии и проданных Германии. Италия имеет аналогичное ограничение на экспорт оружия.

Один представитель НАТО назвал смешанный набор систем, с которыми Украине теперь приходится иметь дело, «контактным зоопарком НАТО», учитывая преобладание названий животных для вооружений, таких как «Гепард» и зенитно-ракетный комплекс под названием «Кротале». (по-французски гремучая змея). Так что пополнение запасов затруднено, как и техническое обслуживание.

У русских тоже есть свои проблемы с пополнением запасов. Сейчас они используют меньше артиллерийских снарядов, но их у них много, даже если некоторые из них старые и менее надежные. Столкнувшись с подобной проблемой, Москва также пытается нарастить военное производство и, как сообщается, стремится купить снаряды в Северной Корее и более дешевые беспилотники в Иране.

Учитывая российскую аннексию Крыма в 2014 году и войну в Донбассе, новые цели военных расходов НАТО — 2 процента валового внутреннего продукта к 2024 году, из которых 20 процентов — на оборудование вместо зарплат и пенсий — кажутся скромными. Но даже они были в значительной степени проигнорированы ключевыми странами-членами.

По словам представителя НАТО, в феврале, когда началась война на Украине, запасы оружия у многих стран составляли примерно половину того, что предполагалось, и в создании оружия, которое могло бы взаимозаменяемо использоваться странами НАТО, прогресс был незначительным.

Даже в Европейском союзе только 18 процентов расходов на оборону стран связаны с сотрудничеством.

Для стран НАТО, которые предоставили Украине большое количество оружия, особенно для прифронтовых государств, таких как Польша и страны Балтии, бремя его замены оказалось тяжелым.

Французы, например, предоставили современное вооружение и создали фонд в 200 миллионов евро для закупки Украиной вооружений французского производства. Но Франция уже передала Украине как минимум 18 современных гаубиц Caesar — ​​около 20 процентов всей имеющейся у нее артиллерии — и не хочет предоставлять больше.

Европейский союз утвердил 3,1 миллиарда евро (3,2 миллиарда долларов) для выплаты государствам-членам того, что они предоставили Украине, но этот фонд, исчерпан почти на 90 процентов.

В общей сложности страны НАТО до сих пор предоставили Украине оружия на сумму около 40 миллиардов долларов, что примерно соответствует годовому оборонному бюджету Франции.

По словам другого представителя НАТО, малые страны исчерпали свой потенциал, а 20 из 30 его членов «значительно исчерпали себя». Но оставшиеся 10 все еще могут дать больше, предположил он, особенно более крупные союзники. Это будет включать Францию, Германию, Италию и Нидерланды.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил альянсу, в том числе, что особенно важно, Германии, что руководящие принципы НАТО, требующие от членов хранить запасы, не должны служить предлогом для ограничения экспорта оружия в Украину. Но также верно и то, что Германия и Франция, как и США, хотят откалибровать оружие, которое получает Украина, чтобы предотвратить эскалацию и прямые атаки на Россию.

Украинцам нужны как минимум четыре системы, которые Запад не предоставил и вряд ли предоставит: ракеты класса «земля-земля» большой дальности, известные как ATACMS, которые могут поразить Россию и Крым; западные истребители; западные танки; и гораздо более совершенная противовоздушная оборона, сказал Марк Ф. Канчиан, бывший стратег по вооружениям Белого дома, который сейчас является старшим советником в Вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.

ATACMS с радиусом действия около 190 километров не будет передан из опасения, что они могут поразить Россию; танки и истребители слишком сложны, и требуется год или больше, чтобы научиться их использовать и обслуживать. Что касается противовоздушной обороны, сказал г-н Канчиан, НАТО и Соединенные Штаты деактивировали большую часть своей системы противовоздушной обороны ближнего радиуса действия после окончания холодной войны, и мало что можно было бы изменить. Производство большего количества может занять до двух лет.

Техническое обслуживание имеет ключевое значение, но есть умные решения для относительно более простого оборудования, такого как гаубица М-777, переданных Украине. Имея подходящие детали, украинский инженер может связаться с американским артиллерийским офицером в Форт-Силле, штат Оклахома, и обсудить техническое обслуживание через Zoom.

Украина также оказалась адаптивной. Ее силы известны в НАТО как «армия МакГайвера», что является отсылкой к старому телесериалу, в котором герой изобретателен и импровизирует со всем, что попадается под руку.

Например, для обстрела русских позиций на Змеином острове украинцы поставили «Цезари» с дальностью действия 40 километров на баржи и отбуксировали их за 10 километров, чтобы поразить остров, который находился в 50 километрах, что удивило французов. Украина также потопила «Москву», флагман Черноморского флота России, своими адаптированными ракетами и построила беспилотники, которые могут атаковать корабли в море.

Американские официальные лица настаивают на том, что у американских вооруженных сил все еще достаточно техники, чтобы продолжать снабжать Украину и защищать интересы США в других местах.

«Мы стремимся обеспечить Украину тем, что ей нужно на поле боя», — заявила в этом месяце Сабрина Сингх, заместитель пресс-секретаря Пентагона, после объявления о новых ракетах «Стингер» для Украины.

Вашингтон также рассматривает более старые и более дешевые альтернативы, такие как предоставление Украине противотанковых ракет TOW, которых в изобилии, вместо Javelin, и зенитных ракет Hawk вместо более новых версий. Но официальные лица все чаще подталкивают Украину к тому, чтобы она была более эффективной и не запускала, например, ракету стоимостью 150 000 долларов по беспилотнику, который стоит 20 000 долларов.

Уже сейчас некоторые виды оружия заканчиваются.

Согласно анализу, проведенному г-ном Канчианом, по состоянию на сентябрь на складах вооруженных сил США имелось ограниченное количество 155-мм артиллерийских снарядов, а также ограниченное количество управляемых ракет, реактивных установок, гаубиц, джавелинов и стингеров.

Нехватка 155-мм артиллерийских снарядов «вероятно, самая большая проблема, которая больше всего беспокоит планировщиков», — сказал г-н Канчиан.

«Если вы хотите увеличить производственные мощности для 155 мм снарядов, — сказал он, — вероятно, пройдет четыре-пять лет, прежде чем вы начнете видеть, как они выходят с другого конца».