Вы здесь
Битва за Бахмут будет одной из основных
Бахмут сейчас – одна из самых горячих точек фронта на Донбассе. Бои там продолжаются с середины лета. Российские телеграм-каналы сообщают, что ВС РФ якобы окружили город и захватили четыре близлежащих села. Генштаб ВСУ эту информацию не подтверждает, но говорит о наступлении россиян на нескольких направлениях — возле Бахмута, Лимана и Авдеевки. Американская газета New York Times со ссылкой на представителя Министерства обороны США и украинских солдат сообщает: российские военные продолжают перебрасывать под Бахмут бойцов "ЧВК Вагнер", а также силы, которые отступили с херсонского фронта. По данным газеты, Украина тоже направила в Бахмут подкрепление, включая спецназ и бойцов теробороны.
Бои за Бахмут ведутся уже несколько месяцев. Уцелевших зданий почти не осталось, в городе нет света, воды и тепла. Украинские военные и местные жители говорят: российская армия атакует Бахмут всем возможным вооружением – по городу бьют артиллерией, авиацией, на окраинах слышны звуки автоматных очередей и пулеметов.
ВС Украины держат оборону под постоянным шквальным огнем. А иногда отбивают по семь атак в день. Об этом в эфире Настоящего Времени рассказал экс-депутат Верховной Рады Украины, а сейчас – лейтенант батальона "Свобода" четвертой бригады Нацгвардии Украины Андрей Ильенко, который также участвует в боях за Бахмут.
– Бои очень интенсивные. Можно сказать, что это похоже даже не на Вторую мировую, а на Первую мировую войну. Это такая жесткая окопная война, война с огромным количеством артиллерии, которая используется с огромным количеством штурмовых атак. По сути, сейчас самые большие тяготы несет на себе пехота, которая находится в окопах и отбивает атаки, выдерживает артиллерийский огонь.
Под Бахмутом бои продолжаются много месяцев – как минимум с середины лета. Все время враг пытается окружить город, взять его в кольцо или полукольцо, пытается штурмовать Бахмут, населенные пункты возле него. Но украинская оборона стоит мощно, врагу не удается осуществить свои планы. Можно сказать, что Бахмут – это такая огромная крепость, которая приняла на себя мощный удар, потому что враг стянул сюда очень много сил, которые у него еще остались.
За счет того, что Бахмут держал все время удар, удалось активно действовать нашим силам на других направлениях: сначала на Харьковщине, потом на Херсонщине. И сейчас также тут идет очень серьезная битва. В частности, наш батальон "Свобода", наша четвертая бригада оперативного назначения Национальной гвардии сейчас на бахмутском направлении.
Когда мы смотрим на карту, мы видим, как, например, быстро произошло освобождение Харьковской области. Тут смотришь – и за последние три месяца карта вокруг Бахмута почти не изменилась. Может казаться, что нет динамики. Но если с точки зрения динамики, которая непосредственно на поле боя, то это бешеная динамика. Можно даже увидеть по фото, которые всюду публикуются, кроме окопов, как выглядит ситуация с погодой и со всем. Просто видно, что целые посадки деревьев снесены огнем до пня. И в таких условиях люди продолжают удерживать позиции, не отступают, укрепляются, держат нашу украинскую землю. Это фантастический героизм простого пехотинца, который это делает.
Бахмут у всех на устах последние пару недель. А вообще, на фоне других битв Бахмут был как будто все время в тени последние месяцы. Но на самом деле, я уверен, с точки зрения истории этой войны битва за Бахмут будет одной из основных. Это такая тяжелая окопная война, которая дала возможность действовать украинской армии на других участках, истощает российскую армию непосредственно здесь – на Донбассе. Не можем сказать, что истощила полностью, но истощает, наносит им здесь огромные потери. Я считаю, что битва за Бахмут – это такой украинский Верден.
Однако говорить о том, что если российские войска покинут часть захваченных городов, туда сразу же смогут зайти войска украинские, преждевременно. Во всяком случае, так считает военный аналитик Михаил Самусь. Одна из самых очевидных причин – погода. Продвижение украинских военных в направлении Крыма, Мелитополя и Бердянска станет возможным только после длительных морозов – грунт промерзнет, и по нему сможет двигаться тяжелая техника. Об этом Самусь рассказал в эфире Настоящего Времени.
– Мобильность войск падает. Это объективно, потому что колесная техника просто-напросто грузнет в этой грязи, которая в некоторых местах может доходить до метра. Создается такая мягкая жижа, которая реально не дает возможности не то что личному составу продвигаться, но и колесной технике. Гусеничная техника может идти, но, опять же, не с тем темпом.
Когда мы говорим, может ли армия воевать в таких условиях, – конечно же, может. Воюет же сейчас украинская армия, и успешно. Но для того, чтобы проводить наступательные операции, а если мы посмотрим на тот темп операций в Харьковской и Херсонской областях, то это фактически молниеносные операции, которые требуют действительно определенных условий, грунта. Если мы представим, что эта жижа замерзает, колесная и гусеничная техника может быстро идти, личный состав может передвигаться, то тогда, конечно, создаются совсем другие условия для быстрого продвижения войск. И в таких условиях те операции, которые мы видели в Харьковской и Херсонской областях, могут быть проведены, например, в Луганской области и в Запорожской области.
Судя по прогнозу погоды, это должно наступить уже где-то в течение недели, когда грунт начнет действительно уже схватываться и даст возможность технике передвигаться. Будем смотреть. Но все это, опять же, зависит [от нескольких факторов]. Погода – это один из компонентов. Есть еще очень много компонентов, которые учитываются при планировании и подготовке операции.