Общественно-политический журнал

 

Республиканцы 11 раз пытались избрать спикера и не смогли

Три дня голосования уже позади, а Палата представителей Конгресса США так и не сумела выбрать спикера. Новая попытка будет предпринята в пятницу.

На самом деле ситуация еще более плачевная. Между Кевином Маккарти, который уже четыре года является лидером меньшинства в Палате представителей, и молотком спикера стоят 20 республиканцев, и сдвинуть их с места не получается.

В среду Маккарти настоял на том, чтобы Палата представителей объявила перерыв до четверга, гарантируя таким образом третий день голосования.

При этом он по-прежнему заявлял, что прогресс налицо: "Я не думаю, что сегодняшнее голосование что-то изменит. Но голосование в будущем изменит ситуацию".

В четверг Маккарти потерпел 11-е по счету поражение. Такая ситуация в американской политике не происходила с 1859 года - тогда для избрания спикера потребовалось 44 тура голосования. Предыдущий рекорд 1923 года (тогда удачной была девятая попытка) был побит вечером в четверг, когда начался 10-й тур.

О седьмом с начала выборов спикера (и первом в четверг) поражении стало известно уже посередине подсчета голосов: республиканцы-отказники, которых называли в алфавитном порядке, вставали и по очереди отказывались поддержать своего лидера. Сам Маккарти по ходу дела все больше терял самообладание, глядел прямо перед собой в одну точку и что-то бормотал про себя.

А потом конгрессмен от Флориды Мэтт Гетц и вовсе привел зал в смятение, когда заявил, что отдает свой голос экс-президенту Дональду Трампу.

Действительно, для назначения спикером не обязательно быть членом Палаты представителей, хотя по традиции он выбирается именно из числа там заседающих.

Ранее Гетц уже называл Маккарти "отчаявшимся парнем" и говорил, что его просьба проста: "Чтобы он вышел из гонки".

В четверг было предпринято пять попыток выбрать сенатора, но в итоге члены нижней палаты вновь решили перенести голосование на следующий день.

Учитывая позиции сторон, можно представить три дальнейших варианта развития событий.

1. Кевин Маккарти одерживает верх

Стратегия Кевина Маккарти, насколько можно понять, сводится к войне на измор. Его сторонники будут продолжать выдвигать его кандидатуру до тех пор, пока несогласные не устанут голосовать против. Делать одно и то же, ожидая разных результатов, возможно, не есть признак здравомыслия, но постоянное выдвижение Маккарти может быть единственным способом выяснить, чего же именно хотят строптивые республиканцы.

Если Маккарти сумеет с ними договориться, ему почти наверняка придется делиться властью и влиянием, так чтобы они могли объявить о своей победе.

Проблема для самого Маккарти заключается в том, что любые дальнейшие уступки - а Си-эн-эн сообщает, что у него еще есть как минимум один козырь - в конечном счете ослабят его влияние. Это также увеличивает вероятность его смещения с поста в будущем - а в течение года в Конгрессе предстоят по-настоящему жаркие баталии по бюджету или потолку госдолга.

Маккарти также может надеяться, что демократы устанут от постоянных голосований и перестанут принимать в них участие, а это снизит необходимый для получения большинства перевес. Однако по крайней мере пока демократы явно получают немалое удовольствие от хаоса в стане конкурентов.

А некоторые республиканцы - например, Кен Бак из Колорадо - уже намекают, что Маккарти следует уступить дорогу альтернативному кандидату, например, своему заместителю Стиву Скализу из Луизианы.

2. Кевин Маккарти сдается

После двух дней неудач капитуляцию Маккарти приходится рассматривать как возможный и даже высоко вероятный исход. В какой-то момент рядовые республиканцы, которые пока что поддерживают Маккарти, могут решить, что лучший выход - уступить республиканцам-радикалам и попытаться двигаться дальше. Если хотя бы несколько из них придут к этому выводу, за ними немедленно последуют и другие, и эту брешь заделать уже не удастся.

"У нас начинается открытый конфликт как в палате, так и за закрытыми дверями, - сказал в среду днем Кен Бак, голосовавший за Маккарти все шесть раз. - Мы должны выбрать спикера и двигаться дальше".

У Стива Скализа, главного счетчика голосов республиканцев, возможно, наилучшие шансы стать кандидатом, приемлемым как для консервативных сторонников жесткой линии, так и для остальных республиканцев Палаты представителей. Он считается стойким южным консерватором и проливал кровь за партию в прямом смысле слова: в 2017 году его тяжело ранили во время нападения на конгрессменов-республиканцев во время бейсбольной тренировки. Главное препятствие на сегодня - похоже, он сам не хочет быть спикером.

Среди других возможных кандидатов - конгрессмен Джим Джордан из Огайо и Джим Бэнкс из Индианы. Однако ни один из них, похоже, не способен объединить всех конгрессменов-республиканцев. (Байрон Дональдс из Флориды в среду трижды выдвигался кандидатом от фракции республиканцев, выступающих против маккартизма, но этого начинающего политика едва ли можно считать серьезной альтернативой Маккарти - скорее, отдушиной для его противников).

3. Обе партии договариваются о компромиссном кандидате

Во вторник в аналогичной ситуации демократы и республиканцы в Палате представителей штата Огайо объединились, отвергли более консервативного спикера и избрали умеренного компромиссного кандидата. Может ли в Палате представителей США произойти что-то похожее?

Таких предположений было много, поскольку в последние дни позиции Маккарти неумолимо ухудшались. Некоторые комментарии в этом духе - это явная попытка его сторонников послать сигнал консерваторам, мол, не выбивайтесь из коллектива. Но некоторые вполне серьезны.

Дон Бэкон, республиканец-центрист из Небраски, ранее выражал готовность работать с демократами над избранием компромиссного спикера в случае поражения Маккарти. Фред Аптон, бывший республиканский конгрессмен из Мичигана с умеренными взглядами, выразил готовность представить себя в качестве кандидата от коалиции (спикер не обязательно должен быть действующим членом Конгресса). Ходят разговоры о том, что республиканцы могут пойти на уступки демократам, например, внеся изменения в регламент, которые расширят возможности меньшинства в комитетах или его права на внесение законопроектов.

Правда, для этого требуется согласие значительного числа конгрессменов-демократов, что при нынешнем межпартийном антагонизме выглядит крайне маловероятно. А любой республиканец, идущий на сотрудничество с демократами, мгновенно станет персоной нон грата среди большинства консерваторов.

Однако принимая во внимание ситуацию в Палате представителей (последний раз с таким трудом спикера выбирали сто лет назад), ни один из вариантов, включая самые неожиданные, нельзя считать фантастическим.