Вы здесь
Российское вторжение радикально изменило геополитику. Оружием стало все: энергия, данные, инфраструктура, миграция
Война в Украине обострила конфликты и конфронтацию, а также усилила существующую глобальную тенденцию к формированию блоков вокруг Вашингтона и Пекина.
«Мы перешли в неупорядоченный многополярный мир, где все является оружием: энергия, данные, инфраструктура, миграция, – заявил в декабре глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. – Геополитика – вот главное слово, все стало геополитикой».
Центральная Азия, Кавказ, Балканы, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион стали театрами борьбы за влияние между такими державами, как Китай, ЕС, Россия и Турция – идет ли речь о финансировании инфраструктурных проектов или соглашениях о торговле, военном и дипломатическом сотрудничестве.
Война в Украине еще больше всколыхнула ситуацию, ослабив контроль России над бывшими советскими республиками в Центральной Азии и открыв новую роль для Турции как посредника.
«Эта хаотическая реорганизация реальна, но, вероятно, временная», – заявил глава французского аналитического центра FEMS Пьер Разу.
«К концу войны Россия и Европа неизбежно будут ослабленными и измотанными, в то время как двумя главными победителями в этой ситуации будут США и Китай», – добавил он.
Китаю приходится рассматривать войну в свете долгосрочной стратегической цели – стать ведущей мировой державой к 2049 году.
Хотя Пекин поддерживает Москву, он избегает шагов, которые могут оттолкнуть от него Запад.
«Китай не отдаляется, а скорее укрепляет свои тесные отношения с Россией», – заявила Элис Экман, специалист по Азии в Институте ЕС по исследованию проблем безопасности.
Разведывательные службы Эстонии в своем ежегодном докладе, опубликованном ранее в этом месяце, сообщили, что «преждевременно видеть в сдержанной поддержке путинской войны Си Цзиньпином признак дистанцирования от России».
Поддержка не обязательно означает полное соответствие позиций, и Китай не предлагает такой же уровень помощи, как Вашингтон Украине, но «нужно смотреть на факты: экономические связи укрепились», сказала Экман.
На самом деле следствием войны может стать превращение Москвы в вассала или сателлита Пекина.
«Россия не в том положении, чтобы вести переговоры с Китаем, который будет брать у России все, что захочет, не давая ей того, чего она хочет, [например, вооружения или критических электронных компонентов]», – заявила экономист и эксперт по санкциям Агата Демаре.
Тем не менее, «идеология может взять верх над экономическим дисбалансом, и эти отношения не должны изучаться только через рациональную призму, сказала Экман.
«Кремль ставит на диверсификацию своих геополитических, экономических и стратегических отношений с Турцией, Ближним Востоком, Ираном и Африкой» для снижения зависимости от Китая, считает Разу.
Огромный ядерный арсенал России, который намного больше, чем у Китая, также не позволит Пекину полностью подчинить ее.
Президент США Барак Обама в 2009 году предсказал, что «отношения между США и Китаем определят, каким будет 21-й век», предвещая смещение фокуса внимания Вашингтона с Атлантики на Тихоокеанский регион.
Тем не менее, российское вторжение в Украину показало, что нынешнему президенту США Джо Байдену, бывшему вице-президенту при Обаме, будет непросто переключить внимание от Европы.
«Россия сдерживает это смещение фокуса Америки на Китай. США должны относительно быстро урегулировать европейский вопрос», – заявил командующий французской армией Бертран Тужуз.
По мнению исследователя из Университета Вашингтона Джованны де Майо, Байдену придется «находить баланс».
Эксперт указывает на растущие призывы американских политиков «урегулировать конфликт как можно скорее», а также недовольство оппозиции в Республиканской партии по поводу поставок Байденом оружия в Украину.