Вы здесь
Для Китая война в Украине - лишь повод для продвижения геополитических интересов Пекина
Впервые с начала полномасштабного вторжения России в Украину Владимир Зеленский поговорил с лидером Китая Си Цзиньпином. Телефонный разговор накануне длился около часа. Зеленский после разговора сказал лишь: никакого мира ценой территориальных компромиссов. А пресс-секретарь украинского президента Сергей Никифоров заявил, что Пекин и Киев нашли "точки пересечения" украинского и китайского мирного планов. По его словам, речь идет о неиспользовании ядерного оружия и его нераспространении, а также о безопасности ядерных объектов. И на этом с "точками пересечения" все.
И в тот же день Зеленский назначил нового посла Украины в Китае – это бывший министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Павел Рябикин. Место посла Украины в Китае было вакантным с февраля 2021 года.
Китай же отправит в Украину своего спецпредставителя с целью поиска политического урегулирования конфликта. Делегацию возглавит представитель правительства Китая по делам Евразии Ли Хуэй. С 2009 по 2019 год он работал послом Китая в России.
Поможет ли Китай закончить войну в Украине – Настоящему Времени рассказал дипломат, эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара.
– Вы верите, что подключение Китая к урегулированию войны России против Украины может действительно помочь закончить эту войну?
– Я скептически отношусь к этому по ряду причин. Давайте начнем с кремлевского пропагандистского клише: "Где вы были восемь лет, пока бомбили Донбасс?" Было три чрезвычайно важные для Украины резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В 2014 году – о территориальной целостности, когда был незаконно аннексирован украинский Крым. В 2022 году, когда началось широкомасштабное вторжение, российская агрессия против Украины. И уже в феврале этого года, когда была представлена резолюция, которая называлась "О длительном и справедливом мире, основанном на Уставе ООН". Поэтому Китай показал своими голосованиями прежде всего всему миру, на чьей стороне он стоит. Название "политический кризис", а не "вооруженная агрессия против Украины" является не просто фразой, а основывается прежде всего на определении агрессии Генеральной Ассамблеей ООН 1974 года – резолюция 3314.
Поэтому мы видим, что Китай не хочет обижать своего стратегического партнера, как было названо, без ограничений и он однозначно воспринимает эту войну такими же глазами, как ее видят в Москве. Си Цзиньпин об этом не говорил, но чиновники немного ниже уровнем рассказывали о том, что Америка спровоцировала эту войну, что на самом деле были какие-то легитимные требования у России, которые были не учтены со стороны Соединенных Штатов, что США подливают масло в огонь, в то время как Китай выступает за политическое урегулирование.
Документ из 12 пунктов, который был опубликован в феврале этого года, о позиции Китая, о политическом урегулировании "украинского кризиса" – там об Украине два или три пункта всего. Остальное – это желание Китая не ухудшить отношения с Соединенными Штатами и больше желание управлять этими отношениями в своих интересах, нежели решать так называемый украинский кризис.
Поэтому я скептически отношусь, тем более в свете последнего заявления посла Китая во Франции, который проговорился о том, о чем думает руководство Китая, что есть только небольшое количество государств с полным суверенитетом, а остальные могут наслаждаться только ограниченным суверенитетом и должны подчиняться воле сильных: тех, кто сидит в "большой пятерке" – постоянные члены Совета Безопасности ООН, то есть ядерные государства, которые могут проводить свое решение либо блокировать своим правом вето. Остальные должны слушаться их.
В такой парадигме вопрос о восстановлении территориальной целостности Украины, о суверенитете и праве Украины выбирать союзы, организации, куда вступать, речи быть не может.
– Учитывая ваше мнение об этом посредничестве, как вы видите работу этого специального представителя, который должен отправиться в Украину и в другие страны? Что он может предложить? Сергей Никифоров говорит, что точки пересечения найдены. Что будет дальше?
– Точки пересечения найдены в философских вопросах. Например, в тех же самых 12 пунктах, которые Си Цзиньпин опубликовал, там был первый пункт: уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств. Но это достаточно общее, потому что документ касался Украины и это должна была быть Украина. И в распечатке разговора, которую мы увидели, там есть позитивный момент, что украино-китайские отношения основываются на взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности. То есть это небольшая подвижка, об этом можно говорить.
Но есть нормативная вещь – то, что записано в Уставе ООН в заключительном акте СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) про нерушимость границ, – а есть так называемые реальности на земле. Китай может говорить какие угодно вещи, но когда он призывает сейчас к прекращению огня и к переговорам, фактически это будет означать закрепление России на тех новых оккупированных территориях, я уж не говорю про Донецк, Луганск, Автономную Республику Крым и город Севастополь. Поэтому это не в наших интересах.
Кстати, по поводу мирных посреднических услуг, которые Китай якобы начал предоставлять. Вспомните, что в феврале этого года была Мюнхенская конференция по безопасности. Там был один из высочайших чиновников, который отвечает за внешнюю политику, – Ван И. После Мюнхена он полетел в Москву, он был в Будапеште, в Париже, но не был в Киеве. Как можно представлять и пытаться найти точки соприкосновения между сторонами, когда ты не посещаешь эту страну? То же самое происходило и с другими чиновниками. Тот же самый Си Цзиньпин не ответил на приглашение посетить Украину, но был в Москве, где был подписан достаточно важный для Китая документ.
И сейчас присылают своего посланника, который в свое время был послом в Москве, – это тоже такой момент, что этот чиновник будет смотреть глазами Москвы. И потом он поедет в Москву, затем, скорее всего, в Париж, потому что мы видим здесь французскую линию. Кстати, Елисейский дворец опубликовал небольшое заявление, где намекается, что это они подтолкнули Си Цзиньпина к тому, чтобы он позвонил Зеленскому. Но мне кажется, что это не особо будет работать даже в китайской парадигме, поскольку для китайцев Украина является несубъектным государством, а Соединенные Штаты – это те, кто управляет этим кризисом. Кстати, Ван И говорил о том, что Украина и Россия были уже готовы на компромиссы, но кто-то извне – имелись в виду Соединенные Штаты – помешали этому.
Поэтому мне сложно представить, о чем может быть субстантивный договор, какое-то посредничество, когда ситуация видится принципиально разно. Китай говорит, что есть суверенитет и территориальная целостность, но также есть законные интересы безопасности Российской Федерации. Имеется в виду нерасширение НАТО на восток и, естественно, право вето России в этой организации по принятию суверенных решений других государств стать членами НАТО. Поэтому я думаю, что будут повторены традиционные общие фразочки, которые ни к чему не приведут.
А тем временем Китай в пять с половиной раз увеличил покупку российской нефти, увеличил в прошлом году в два раза количество продаваемых чипов, которые вставляются в ракеты, падающие на наши головы. Дипломатически заключает Российскую Федерацию и продолжает свою пропаганду на так называемый глобальный Юг, чтобы фактически консолидировать их позицию, чтобы они не помогали Украине, не помогали Западу в целом прекратить этот конфликт на основе Устава ООН и международного права.
Для Китая война в Украине - лишь повод для продвижения геополитических интересов Пекина
Позицию Китая по поводу войны в Украине предлагает глобальный эксперт в области международных отношений Ульрих Шпек.
Ульрих Шпек сотрудничает с целым рядом организаций, занимающихся вопросами международных отношений. Сам он себя представляет так: "Внешнеполитический аналитик. Веду еженедельную геополитическую колонку для Новой Цюрихской газеты. В прошлом - научный сотрудник Фонда Карнеги в Брюсселе, Трансатлантической академии в Вашингтоне, Германского фонда Маршалла в Берлине и пр."
По мнению аналитика, для Си, заявившего, что Китай направит в Украину своих спецпредставителей и проведет переговоры со всеми сторонами, стремящимися к миру, "война на Украине - это в первую очередь открывшаяся возможность для продвижения собственных геополитических интересов".
По мысли Шпека, перед китайским лидером стоит задача с одной стороны ослабить Россию (не слишком перегнув при этом палку), а с другой - вбить клин между Европой и США, подыгрывая ЕС, чтобы ослабить США, изолировав их от Европы.
"Ни установление мира в Украине, ни защита ее суверенитета в списке приоритетов Пекина вообще не фигурируют", - делает вывод Шпек. И задает свой вопрос: что же больше сыграет Пекину на руку - прекращение войны в Украине или обострение этой войны?