Общественно-политический журнал

 

Лукашенко может по-глупости спровоцировать удары по белорусской территории

Известный белорусский аналитик Артем Шрайбман на сайте Carnegie анализирует возможность эскалации войны, которая может привести к тому, что она перекинется на территорию Беларуси.

В последние недели белорусские власти заметно ужесточили контроль на границах, включая фактически не существующую границу с Россией. КГБ Беларуси регулярно рапортует о предотвращении диверсий. В стране также заметно ужесточаются условия использования дронов.

Страхи у белорусского руководства возникли не на пустом месте, пишет Шрайбман: белорусская оппозиция в эмиграции заметно радикализируются, сотни белорусов воюют на стороне Украины, а в феврале на аэродроме в Мачулищах был поврежден российский разведывательный самолет А-50, по всей видимости, группой диверсантов, действовавших при поддержке Украины.

Вместе с тем, ни у Запада, ни у Украины нет резона атаковать Беларусь: Украине не нужен еще один фронт, а западным политикам будет трудно объяснить своей общественности, зачем нужна такая дорогостоящая интервенция.

Однако Александр Лукашенко склонен мыслить конспирологически и в это не верит. Он убедил себя в том, что вторжение и правда готовится, и с этой точки зрения его тревожит вялая реакция Кремля на диверсии, рейды и атаки дронов на российской территории — приграничной с Украиной и более глубинной: если Москва свою территорию не защищает, то что же будет с белорусской?

В этой связи легко объяснимо, почему Лукашенко так рад размещению в Беларуси российского ядерного оружия. Инициатива исходила, конечно, от Путина, но Лукашенко этому не противился.

Парадокс в том, что это как раз и может принести полноценную войну на территорию Беларуси, полагает Шрайбман. Произойти это может в том случае, если Кремль решит продолжить ядерную эскалацию. Хранилища ядерного оружия на белорусской территории явно попадут в список приоритетных целей для ответных ударов НАТО. «А если Россия к тому же применит ядерное оружие с белорусской территории, то у НАТО не будет сомнений, куда бить в ответ», — пишет аналитик.

Нанесение удара по белорусской территории выглядит менее рискованным вариантом эскалации для Запада еще и потому, что дает российскому руководству, если оно все же в последний момент решит отступить, формальный повод не отвечать НАТО, замечает он.