Общественно-политический журнал

 

Кремль столкнулся с крайне шатким равновесием

Аналитики американского Института изучения войны полагают, что Кремль после "мятежа Пригожина" столкнулся с крайне нестабильным равновесием.

«Соглашение, заключенное Лукашенко, – это краткосрочное, а не долгосрочное решение, а "мятеж Пригожина" выявил серьезные недостатки Кремля и Минобороны России», – отмечается в докладе ISW.

В Институте изучения войны полагают, что борьба между Пригожиным и Кремлем, скорее всего, нанесет существенный ущерб правительству Путина и военным действиям России в Украине.

«Стремительное продвижение Пригожина к Москве выставило на посмешище большую часть российских регулярных войск... Действия “Вагнер” также продемонстрировали деградацию российских военных резервов, почти полностью занятых в боевых действиях в Украине, а также опасность полагаться на неопытных призывников для защиты границ России».

Восстание Пригожина еще больше подорвало его существующую базу поддержки в ультранационалистическом сообществе, российском правительстве и внутри самой ЧВК «Вагнер», полагают в ISW.

Сотрудники американской разведки еще в среду 21 июня сообщили высокопоставленным должностным лицам США о возможных планах Евгения Пригожина по подготовке вооруженной операции против высшего военного руководства РФ. Об этом сообщает издание The New York Times со ссылкой на неназванные осведомленные источники.

По их данным, в четверг 22 июня прошла еще одна серия брифингов с дополнительной информацией о ситуации для высокопоставленных членов Конгресса.

Основатель ЧВК «Вагнер» объявил о начале своего вооруженного мятежа вечером в пятницу, 23 июня.

«Вооруженный мятеж» Пригожина продлился около суток. После громких заявлений вечером в пятницу 23 июня уже утром в субботу 24 июня боевики ЧВК «Вагнер» заняли административные здания в центре Ростова-на-Дону, а колонна военной техники двинулась на Москву.

Вечером в субботу пресс-служба Лукашенко сообщила об успешных переговорах с Пригожиным, и вскоре после этого Пригожин заявил, что разворачивает колонны техники «и уходит в обратном направлении в полевые лагеря». В Кремле позже сообщили, что уголовное дело в отношении Пригожина будет закрыто, а сам он уедет в Беларусь.

В субботу 24 июня пресс-служба Белого дома выпустила заявление, что утром президент Джо Байден и вице-президент Камала Харрис были проинформированы о последних событиях в России советниками по национальной безопасности.

Президент Байден также утром в субботу обсудил по телефону ситуацию в России с президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Олафом Шольцем и премьер-министром Великобритании Риши Сунаком. Лидеры этих стран подтвердили свою непоколебимую поддержку Украины.

Госсекретарь Энтони Блинкен обсудил ситуацию в России с министрами стран G7, а также с министром иностранных дел Польши Збигневом Рау.

Washington Post, как и New York Times до нее, тоже пообщалась со своими источниками в американском разведсообществе и те ей рассказали, что знали о подготовке мятежа заранее. Но в ее статье есть еще одна любопытная деталь: по словам одного из анонимных источников, Путин тоже заранее знал.

Они не знают, почему Путин, зная это, ничего не предпринял и даже не пытался.

«Уязвимость Путина теперь стала очевидной»

«Конфликт между Пригожиным, Путиным и другими российскими официальными лицами окончательно разрешится в ближайшие дни, но несколько важных табу были нарушены. Во-первых, путинское оправдание войны было публично и заметно подорвано. Пригожин делал вид, что критикует генералов, когда говорил, что аргументы в пользу войны — большая ложь, но на самом деле он бросал вызов самому Путину. Во-вторых, пригожинский «мятеж» означает, что в будущих кризисах Путин и его окружение не смогут предполагать, что российские солдаты будут выполнять приказы. Мы не видели путча, но все видели, что он возможен», — так охарактеризовал промежуточные результаты противостояния в России Стивен Сестанович, бывший заместитель Госсекретаря, а ныне профессор, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.

По мнению многих экспертов, этот результат был предсказуем, так как с самого начала было понятно, что обе стороны находились в довольно уязвимом положении.