Общественно-политический журнал

 

Почему не решается вступить в конфликт Хезболла?

Этот вопрос вызывает недоумение у многих, независимо от отношения к евреям и арабам.

Ведь, казалось бы, скоординированное нападение этой террористической банды на Израиль из Ливана с севера критически бы осложнило ситуацию. Потому как потенциал Партии Аллаха многократно превышает мощь ХАМАСа и живьем (под 60 тыс. боевиков). И оружием (называется цифра порядка 150 тыс. ракет разного калибра, способных простреливать всю еврейскую территорию.). И по части опоры в лице Ирана - самого мощного ближневосточного монстра.

Тем не менее, вопреки ожиданиям и опасениям, почти месяц уже минул, а пока реакция шиитов ограничивается риторикой да ленивой символической перестрелкой.

В поисках объяснения в качестве наиболее веской причины аргумента чаще всего называют присутствие близ ливанских берегов двух американских авианосцев - «Дуайта Эйзенхауэра» и «Джеральда Форда». Аргумент, адресованный прямо и непосредственно Тегерану.

Его убедительность сочетается еще и с тем, что самим фактом хамасовской атаки на Газу Иран уже удовлетворил свой главный интерес – сорвал намечавшиеся было переговоры о мире между Израилем и Саудовской Аравией.

А потому науськивать Хезболлу ради спортивного интерес, рискуя столкнуться лбом с Америкой, Ирану стало накладно.

Сама же Хесболла не решается без команды и поддержки Ирана напасть на Израиль, опасаясь, что в ответ будет сметена вместе с Ливаном, о государственности которого давно уже можно говорить с большим сомнением. И, разместившись на территории которого, является фактическим его хозяином. Даже в чисто утилитарном смысле она существует как самостоятельная структура со своими больницами, школами, базами и, конечно, прежде всего армией. А ее представители в 2005 официально имеют мощную фракцию в ливанском парламенте.

Вот только, будучи не созидателем, а террористом и паразитом, хозяйствовать не желает и не способна. Ливан, который некогда именовали «ближневосточной Швейцарией», а Бейрут сравнивали с Парижем, ныне прозябает в нищете и тотальной коррупции. Его внешний долг превысил 90 млрд. долларов, и в 2020 в стране был объявлен дефолт. Огромный удар по экономике и репутации Хезболлы нанес взрыв аммиачной селитры в порту Бейрута в августе того же года, который унес более 200 жизней и разрушил пол города. Как свидетельство феноменального головотяпства и безответственности властей он также лег на репутацию тех, кто подмял под себя местные власти.

И это при том, что Ливан раздираем религиозной многоконфессиональностью, которая на 15 лет погрузила в 1975 страну в пучину гражданской войны, Ну а та,  в свою очередь, привела ее к частичной колонизации за счет вмешательства Сирии и Израиля.

Все эти факторы по совокупности создают напряг, который вызывает недовольство даже со стороны ливанских шиитов. Поэтому хезситы не чувствуют опоры внутри Ливана и опасаются, что вступление в войну вызовет недовольство со стороны суннитов и приведет к вспышке новой гражданской войны.

И еще один фактор, который нельзя не заметить – отсутствие на этот раз горячей арабской солидарности. Яркая иллюстрация тому – нежелание Египта расселять на своей территории палестинских беженцев, хотя, казалось бы, для этого у него более чем достаточно просторов на Синайском полуострове.

И это создает у Хезбаллы ощущение, что понты могут обернуться позорным поражением. Вот почему молчит, не показывается на публику их духовный глава Хасан Насралла. А другие паханы заявляют для публики, что не станут вступать в войну, пока Израиль не перейдет некую «красную линию». При этом ее контуры не растолковываются.

Наблюдатель

В ближайшие часы глава ливанской радикальной группировки «Хезболла» Хасан Насралла обратится к своим сторонникам в Ливане и по всему миру. Это будет первое публичное выступление Насраллы с начала войны между Израилем и ХАМАС, и, как ожидается, он объявит о дальнейших шагах движения.

В настоящий момент боевики «Хезболлы» совершают нападения на израильских военных на ливано-израильской границе и обстреливают территорию Израиля.

Столкновения оцениваются как весьма интенсивные, ЦАХАЛ сосредоточил на своих северных границах дополнительные силы, но до сегодняшнего дня не считалось, что «Хезболла» официально вступила в войну против Израиля на стороне ХАМАС.

Это может измениться поле выступления Насраллы, которого ждет не только арабский мир, но израильские военные и спецслужбы.