Вы здесь
Молдова оказалась «крепким орешком» для кремлевских политтехнологов
В уходящем 2024 году Россия продолжила вмешательство во внутренние дела стран Евросоюза и бывших советских республик, используя весь спектр дипломатических, экономических и информационно-психологических операций, вплоть до организации диверсий и попыток внедрения своих агентов влияния на самом высоком уровне.
Кремль объясняет это стремлением к созданию «миропорядка, отражающего многополярные реалии», необходимостью оградить население Российской Федерации от «попыток разрушить традиционные ценности», а также «защитить интересы отечественного бизнеса».
Эксперты считают, что сдвиги в политике таких стран как Венгрия и Словакия можно объяснить российским вмешательством, в Хорватии президентом страны переизбран симпатизант Кремля Зоран Миланович, в Грузии партия, руководимая олигархом Бидзиной Иванишвили, отложила переговоры о вступлении страны в Евросоюз. Были также попытки повлиять через выборы на внутриполитическую ситуацию в Литве и в Румынии.
Но очевидным провалом московских политтехнологов стал результат президентских выборов в одной из самых бедных европейских стран - Молдове. Несмотря на все усилия, прокремлевский кандидат Александр Стояногло не смог победить действующего президента Майю Санду, проводящую курс на вхождение страны в евроатлантические структуры.
Однако ее переизбрание не означает, что Москва оставит попытки вернуть Молдову в сферу своего влияния.
«От того, как пройдут парламентские выборы, зависит будущее Молдовы»
Бывший представитель Республики Молдова в Совете Европы и ООН, директор Института устной истории Молдовы Алексей Тулбуре считает, что в уходящем году для его страны были, как минимум, два положительных события. Во-первых, начавшиеся в июне переговоры с Брюсселем о вступлении Молдовы в Евросоюз. «Это, несомненно, очень хороший результат, - отмечает он, и продолжает - Победа на президентских выборах Майи Санду, с моей точки зрения, тоже очень хороший результат, поскольку для главы государства она наиболее подходящая фигура для продолжения процесса европейской интеграции».
Алексей Тулбере подчеркнул, что хорошей новостью для Молдовы в уходящем году стало решение Еврокомиссии о выделении 1,8 млрд евро для внедрения механизма реформы роста. Эта программа должна обеспечить ежегодный рост ВВП на 10%, что через 10 лет приведет к удвоению валового внутреннего продукта молдавской экономики. А это необходимо для того, чтобы Молдова приблизилась к среднему показателю ВВП стран Евросоюза.
А вот итоги референдума, который выявил отношение граждан страны к процессу вступления в ЕС, эксперт считает не очень успешными. «Хоть он и состоялся, победили сторонники выбора в пользу евроинтеграции и были внесены поправки в Конституцию, но ожидались совершенно другие результаты. Мы стали свидетелями протестного голосования. Значит, есть вопросы к тому, как Майя Санду и правящая партия ("Действие и солидарность") управляют страной. Поэтому после референдума осталось двойственное впечатление».
С 16 декабря 2024 года в Молдове вступило в силу чрезвычайное положение, которое продлится 60 дней. 1 января 2025 года «Газпром» прекратит подачу газа в республику, отказавшуюся действовать в соответствие с интересами Кремля.
В этой связи он подчеркивает: «В данной ситуации “положительных героев” мы не видим - наше правительство не сработало, и "Газпром" не будет поставлять нам газ из-за того, что с 1 января Украина прекращает транзит российского газа через свою территорию. Но можно поставлять его альтернативными путями. Совершенно очевидно, что гуманитарной катастрофы не будет, но можно было лучше справиться с этой ситуацией».
На вопрос, что, по его мнению, будет главным событием для страны в наступающем году, директор Института устной истории Молдовы, не колеблясь, ответил: «Парламентские выборы. И они важнее президентских, потому что в результате будет сформировано правительство, а оно определяет внешнюю и внутреннюю политику. Мы - парламентская республика, а президент, скорее, фигура репрезентативная. Поэтому от того, как пройдут выборы, и каковы будут их результаты, зависит будущее Молдовы - продолжим мы евроинтеграцию, или у нас другое что-то начнется. Например, пойдем по грузинскому варианту».
По мнению Тулбуре, следующее правительство будет коалиционным, а не однопартийным, как это было 4 года назад. И если победят проевропейские силы, то следует ожидать продолжения переговоров с ЕС, тем более что Брюссель довел до сведения Кишинева и Киева, что к 2027 - 2028 году переговоры можно завершить и приступать к подписанию договора о вступлении в Евросоюз.
«Задачи - космические, проблемы - тоже. Но многое зависит от того, как будет развиваться ситуация с войной в Украине», - резюмирует Алексей Тулбуре.
«Люди в Республике Молдова уже привыкли к этой войне»
Директор Института юридических, политических и социологических исследований Молдавского государственного университета Виктор Жук называет уходящий год очень сложным для своей страны, но в то же время породившим много ожиданий. «Сложности не были связаны с выборами президента, потому что было ясно, что у Майи Санду есть все шансы получить второй мандат. Но когда в марте она предложила республиканский конституционный референдум, тогда начались сложности, и были те, кто говорил, что референдум может не состояться из-за того, что не будет достаточной явки, ведь многие партии говорили, что будут бойкотировать референдум. Потом были опасения, что разница между теми, кто выступает за евроинтеграцию и теми, кто против, будет небольшой», - отметил он.
По мнению эксперта, референдум осложнил политическую ситуацию в Молдове. Кроме того. Россия нашла ресурсы, для того чтобы подвергать республику гибридным атакам и нагнетать обстановку, исходя из внутренних реалий. «Конгломерат партий и движений Илана Шора как раз и способствовал тому, что политическая ситуация у нас была очень сложной.
В геополитическом плане были ожидания, что Молдова быстро продвинется в переговорах о вступлении в Евросоюз, но я бы сказал, что сейчас завершился первый подэтап этих переговоров. После праздников будет еще много двусторонних встреч в Брюсселе», - продолжил Виктор Жук.
Третьим фактором, влияющим на ситуацию в Молдове, стала продолжающаяся война в Украине. «Люди уже привыкли к этой войне, обращают на нее мало внимания и не осознают, какую опасность она представляет для Молдовы», - сокрушается Виктор Жук.
В начале 2025 года большой проблемой, по его мнению, станет энергетический кризис - трудности со снабжением электричеством правого берега Днестра (территории, подконтрольной Кишиневу), и отсутствие газового снабжения левого берега (Приднестровья, или Трансистрии), что является важнейшим фактором для обеспечения безопасности страны.
«Я думаю, что, в принципе, возможно снабжение Молдовы газом и электроэнергией, но по другим ценам. Я не знаю, как поведут себя люди из Левобережья, потому что они практически привыкли за 30 лет почти задаром получать газ, а сейчас им придется платить высокую цену. Конечно, в Республике Молдова нарастает недовольство, но я не думаю, что на данный момент есть политические силы, которые могут спекулировать напряженностью в обществе, потому что конгломерат Шора сейчас находится в нелегальном положении, а другие партии, такие как Партия социалистов, сейчас неспособна повлечь за собой широкие массы населения. А то, что правительство ищет средства для того, чтобы как-то компенсировать (затраты населения на газ и электричество), наверное, и есть главное обстоятельство. Есть надежда на ЕС, который, конечно, поможет Республике Молдова», - подытоживает директор Института юридических, политических и социологических исследований Молдавского государственного университета.
«Мы создали альтернативную ветку трубопровода с Румынией, когда еще никто не думал о кризисе»
Бывший депутат парламента Молдовы, экономический обозреватель Института развития и социальных инициатив "Viitorul" Вячеслав Ионицэ с сожалением констатировал, что по итогам уходящего года молдавская промышленность будет в минусе, как минимум, на 2% - 3%. «Но самое страшное, что наша промышленность еще не достигла уровня 1990 года - мы одна из самых стран, которая то растет (в экономическом отношении), то падает. У нас нет факторов роста в промышленности», - поделился он своими размышлениями.
И продолжил, что в сфере сельского хозяйства положение дел также далеко от идеала. «Раньше у нас было три хороших года и один плохой. А теперь все наоборот - на три плохих года приходится один хороший», - разводит руками эксперт.
По мнению Ионицэ, 2021 год был самым хорошим для сельского хозяйства республики за все время, как институт "Viitorul" ведет статистику. «Нас спасет то, что я называю "царицей экономики", а именно - фрукты. Но экспорт у нас падает 20 месяцев подряд, и единственное, что растет - услуги и фрукты. Раньше у нас были две страны, в которые мы экспортировали яблоки и орехи, это - Россия и Беларусь. Причем, в Россию мы отправляли 90% - 95% всех наших яблок», - рассказывает экономический эксперт.
Так было до 2015 года, когда Путин ввел эмбарго на закупку фруктов из Молдовы. Но местные сельхозпроизводители быстро переориентировались, и теперь у Молдовы есть 10 основных стран-партнеров по покупке фруктов, и еще 20 стран закупают яблоки, виноград и сливы в меньших объемах.
Несмотря на очевидные экономические проблемы, по словам Вячеслава Ионицэ, в стране отмечен рост зарплат. «На сегодняшний день впервые 16% всех занятых, имеют зарплату более 1000 евро. Это - самый высокий показатель за всю историю», - свидетельствует он.
И оговаривается, что рост зарплат коснулся занятых в реальном секторе экономики, а бюджетники и в уходящем году, и в следующем будут получать меньше, чем в 2020 году.
Энергетическая ситуация в следующем году, по оценке эксперта, будет для достаточно сложной для правого берега Молдовы. «Но самой ужасной она будет для непризнанной Приднестровской республики. Правый берег зимой потребляет примерно 5 миллионов кубометров газа в день, а Приднестровье – 6-7 миллионов. Нам Евросоюз помог много лет назад, и мы создали альтернативную ветку трубопровода с Румынией, когда еще никто не думал о кризисе. Правда, мощность этой ветки ниже наших потребностей - до трех миллионов кубометров газа в день. Но мощность этого слабого газопровода позволяет Молдове выживать и поэтому по газу мы можем себя обеспечивать по минимальным потребностям», - рассказывает Вячеслав Ионицэ.
И напоминает, что правый берег Молдовы не покупает газ в России уже два года. Плюс к ветке из Румынии есть еще газопровод из Украины. И если в 2022 году стоимость газа для жителей правого берега составляла полтора евро за один кубометр, то сейчас она опустилась ниже одного евро.
В то же время, жители левого берега Днестра платили за газ, поставляемый из России, примерно 7 евроцентов за один кубометр, кроме того, бюджет Приднестровья на 55% дефицитный и покрывается только за счет газа из России, поэтому прекращение поставок от «Газпрома» означает для сепаратистского анклава не только отсутствие тепла зимой, но и ставит под вопрос исполнение бюджета.
Сложнее для правобережья будет ситуация с электричеством, поскольку в данном случае электросистемы обоих берегов связаны между собой. «Я не удивлюсь, если будут краткосрочные веерные отключения в пиковые часы, потому что наши люди не понимают, что на четыре часа в сутки нужно снизить потребление. Это очень сложно объяснить людям, но правительство пытается это сделать», - поясняет эксперт.
И в конце комментария сообщает, что за последние пять лет Молдова выработала 860 миллионов киловатт электроэнергии, что составляет 20% от общей потребности, из возобновляемых источников - ветра, солнечного света и воды. «Об этом никто не говорил, но я думаю, что нет в Европе другой страны, которая так быстро от 1% (энергии из возобновляемых источников) увеличила за пять лет этот показатель в 20 раз!», - восклицает экономический обозреватель Института развития и социальных инициатив "Viitorul".