Общественно-политический журнал

 

Трамп озадачил мир серией территориальных амбициозных намерений

За пару недель до того, как переступить порог Белого Дома, Дональд Трамп озадачил мир серией амбициозных намерений относительно ряда стран, в числе которых была отмечена и Гренландия. Заявил, что этот самый большой на планете остров должен стать американским, потому что этого требуют «интересы национальной безопасности».

При этом предложил Дании его купить. И это был не экспромт, не причуда – с подобными обращениями он выходил и во время первого своего срока – в 2019. Более того, купить Гренландию намеревался и после войны Трумен. Он тогда даже цену назвал – 100 млн. долларов (1,5 млрд. в переводе на нынешние). А если уж совсем окунуться в историю, то первую такую инициативу проявил Госдеп США еще аж в 1867 году.

Однако, каждый раз в ответ звучал отлуп как со стороны Дании, так и со стороны Нууки – столицы острова. Который с 1721 года принадлежал Дании. До 1953 в качестве колонии, затем – до 1979 – в ее составе, потом -  на правах автономии. Впрочем, и этот статус носит весьма формальный и сомнительный характер после того, как в 2009-м гренландцы, которые имеют все институты государственности – от премьера до парламента -  приняли закон о самоуправлении.  

Другой вопрос, что остров, территорией своей в 50 раз превосходящий метрополию, при населении в 56 тыс. практически почти необитаем. И экономически нежизнеспособен пока без Копенгагена, который дотирует его бюджет на 60 %.

При этом отношения между ними складывались отнюдь не кисейные. В отношении местного населения – инуитов - датчане вели себя во истину как колонизаторы. Мало того, что их принудительно сгоняли в города, так еще и ограничивали в размножении – вплоть до стерилизации. По некоторым данным, таковой было подвергнуто около 4,5 тыс. человек.

Вот почему гренландцы не пылают особыми симпатиями к датчанам. Зато с симпатией относятся к американцем, с которыми хорошо познакомились во время войны, когда те оккупировали остров в режиме протектората, а в 50-е построили военную базу в Туле, которая существует и поныне.

Да и вообще интерес американцев к Гренландии понятен по меньшей мере по двум соображениям. Во-первых, остров стратегически важен геополитическим своим положением. Ведь это важнейший архипелаг Арктики, нешуточные страсти по поводу которой разгорелись между самыми амбициозными игроками, включая Россию и Китай.

Во-вторых, синдром Потепления, окутавший планету в последние десятилетия, заметно отразился на Гренландии, около 80% территории которой покрыто льдом. С юга он начал подтаивать, да и температурный режим мягчает. Это все больше возбуждает внешний интерес к таблице Менделеева в ее редакции. Ведь в разное время здесь добывали и криолит, и медь, и свинец, и цинк, и уран, и серебро, и золото…А сегодня перевод темы освоения недр из области академической в практическую набирает ускорение.

В конце концов, остров-гигант и географически ближе к Нью-Йорку чем к Копенгагену.

Так что было бы странно, если бы Америка была индифферентной к нему, а не наоборот. И спичи Трампа по его адресу – это всего лишь эмоциональные ноты проявления закономерного интереса.

Тем паче, что отношение самих гренландцев к перспективе оказаться под американской крышей не является бесспорно отрицательным. И уж однозначно оно лучше, теплее, чем к датчанам. Здесь вопрос, скорей всего, состоит в том, какой характер обретет американская экспансия. Да, на уровне национального престижа ответ на торговые мотивы Трампа будет, скорей всего, звучать в духе премьера Муте Эгеде, написавшего в соцсетях, что «Гренландия не продается».

Но при том, что практически все продовольствие и товары сюда завозятся, а всякое развитие требует огромных инвестиций, США на место Дании вполне могла бы претендовать. И могла бы вытеснить и заменить ее тихой сапой, не прибегая к вульгарным трамповским эффектам!

Наблюдатель