Общественно-политический журнал

 

Директор ЦРУ оценил состояние психики Владимира Путина

Владимир Путин очень подозрителен и постоянно ищет возможности запугать окружающих, заявил директор ЦРУ Уильям Бернс. Поэтому с ним нельзя быть слабым, считает чиновник, общавшийся с российским лидером не менее 20 лет.

Бернс проработал четыре года директором ЦРУ при президенте Джо Байдене. До этого он сделал карьеру в Госдепартаменте и в 2005-2008 гг. был послом в России. Осенью 2021 г. Бернс лично приезжал в Москву, чтобы отговорить Путина от вторжения в Украину, и был одним из инициаторов беспрецедентной кампании по обнародованию информации о подготовке Кремля к войне.

Бернс покинет свой пост при смене администрации в Белом доме. В интервью NPR он сказал, что у него «большой опыт общения и взаимодействия с Путиным»:

Полагаю, он очень верит в контроль и запугивание. Он крайне подозрителен по отношению к окружающим и всегда ищет уязвимости, которыми может воспользоваться.

Поэтому новой администрации, готовясь к переговорам по Украине, нужно думать о том, как обеспечить ей и президенту Владимиру Зеленскому достаточно рычагов влияния, чтобы переговоры эти велись не только на условиях Путина, считает Бернс. Чтобы у Путина не было возможности использовать слабости Украины, нужно и дальше заставлять Россию нести огромные издержки: так можно дать Путину «понять, что время не обязательно на его стороне, в чем, как мне кажется, он сегодня убежден».

Бернс консультировал президента Барака Обаму перед единственной встречей того с Путиным, во время визита в Москву в 2009 г. Путин занимал должность премьер-министра, но именно он обладал реальной властью в России, будучи покровителем тогдашнего президента Дмитрия Медведева, пишет Обама в книге «Земля обетованная», вышедшей в 2020 г.

«Путин очень чувствительно относится к тому, что ему может показаться высокомерием, в своем представлении он – главнее, – сказал Бернс Обаме перед поездкой на дачу Путина. – Возможно, вам стоит начать встречу, спросив его мнение о состоянии американо-российских отношений и дать ему выговориться».

«Бернс не шутил, когда сказал, что Путин готов выговориться, – пишет Обама. – Не успел я закончить вопрос, как Путин пустился в воодушевленный и, казалось, бесконечный монолог, в котором перечислялись все случаи якобы несправедливости, предательства, высокомерного отношения, которые ему и российскому народу пришлось претерпеть от американцев… По мнению Путина, американцы заносчивы, презрительны, не хотят вести себя с Россией как с равным партнером, постоянно пытаются диктовать свои условия остальному миру».

Путин говорил без остановки 45 минут (по протоколу встреча должна была длиться час). Обама не стал прерывать собеседника: «Было ясно, что Путин это все отрепетировал, но его чувство обиды было настоящим».

Обама отметил «небрежность его движений, деланное безразличие в голосе, которые говорили о человеке, привыкшем к тому, что его окружают подчиненные и ходатаи, – человеке, привыкшем к власти». На неформальной встрече с представителями российского общества, состоявшейся в тот же день, Обаму спросили о его впечатлениях о Путине:

Я сказал, что нахожу его удивительно знакомым, «вроде босса на районе, только с ядерным оружием и вето в Совете безопасности ООН».

В 2023 г. клинический психолог Нирит Пизано из лаборатория Cognovi Labs представила участникам связанной с Пентагоном конференции анализ выступлений Путина перед вторжением в Украину и после него. Злость, отвращение и презрение (эти эмоции были определены как базовые у Путина), но никакого страха, – таков был ее вывод, на основании которого она старалась объяснить, почему с Путиным не работает стратегия сдерживания.