Общественно-политический журнал

 

Громкие овации по поводу миграции

Успеху Трампа слово «секрет» не подходит. Потому что причина его очевидна и монопольна – Миграция. Точней – клятвенные обязательства не только поставить заслон перед ней, но обернуть вспять.

Именно сконцентрировав на этой теме всю свою харизму в образе фигуры вспыльчивой, темпераментной и решительной, Трамп выстроил свою избирательную компанию. И попал в пятак. Социология показывает, что где-то под 70% американцев именно этот мотив превратил  в его сторонников.

И это понятно, если хотя бы чуть-чуть окунуться в море страстей тамошнего социума. Вот в какие цифры обратился непрерывный поток в последние годы не прошенных гостей через мелководную пограничную речушку Рио Гранде на мексиканской границе. 2018- 0,5 млн, 2019-1 млн, 2020 ковидный – 0,4 млн, 2021- 1,7 млн, 2020-24 – примерно по 2,5 млн ежегодно.

Отметим сразу, что рост начался еще в первый срок Трампа. Однако, упрекнуть его за бездействие не позволяют факты. Ведь именно Трамп ввел режим ЧП и приступил к строительству стены на границе с Мексикой, именно он ввел запрет на въезд в страну из 14 преимущественно мусульманских стран, а, главное, реально приступил к депортации и объявил принцип «Оставайся в Мексике», согласно которому мигрант должен ждать решения о своем приеме в Америку, находясь там.

Байден все это похерил, развернув откат к либеральным послаблениям, соизмеримым разве что с благодушием Ангелы Меркель, раскрывшей ЕС перед ордами с Востока.  Чтоб не распространяться на перечисление мер, диаметрально противоположных курсу Трампа, достаточно иллюстрации с конфликтом Белого дома и губернатора Техаса Грега Эббота. Тот решился на радикальный шаг и перекрыл границу по реке, установив на ней буи, колючую проколку и усиленный пограничный заслон. Байден счел это покушением на права человека и подал на губернаторе в суд. Верховный суд занял сторону Белого Дома и потребовал реку расчистить. Однако Эббот уперся и решение ВС проигнорировал. Более того, организовал ответку в виде автоколонны с 80 тыс. нелегалов, которых из своего штата направил в другие, чтоб те почувствовали, что это за публика. И проявили солидарность. Примечательно, что демонстративную поддержку он получил тогда и персонально от Трампа.

Громкий скандал, спровоцированный этой перепалкой, вызвал едкую критику самой юридической основы, обеспечивающий столь масштабный иммигрантский поток. Процедура такова. Мигрант-нелегал, задержанный пограничниками, попадает в отстойник, где он сразу же подает прошение на убежище. И ждет его в течение некоторого времени. После чего получает статус нелегала, который через год дает право на трудоустройство. Что позволяет ему в течение несколько лет ожидать решения своей судьбы на предмет гражданства.

При таком режиме возможность раствориться, затеряться на просторах Америки у мигранта практически гарантирована. В крайнем случае, он получает возможность прожить здесь достаточно большой срок, чтоб заработать и потом вернуться в Мексику.

Такая система сложилась еще в 40/50-е – в годы холодной войны, когда миграция происходила часто по политическим мотивам. И если не приветствовалась, то с пониманием воспринималась американским обывателем. Потому и режим ее был простой и облегченный. Однако со временем она обрела явно экономический окрас.

То есть стала инструментом простой обывательской логики а ля «рыба ищет, где глубже, человек - где слаще». Что резко отразилось и на ее массовости, и на составе. И если еще лет 15/20 назад из Мексики прибывали в основном мексиканцы, то сегодня в них богато представлен весь т.н. Глобальный Юг – Африка, Афганистан, Индия, Китай, Россия…

Вот именно этому Девятому валу, грозящему захлестнуть Америку, неся, помимо конкуренции в оплате труда аборигенам, еще и оскал криминала, сопутствующий  нищету и нелегальщину, и объявил войну Трамп, обеспечив себе триумфальную победу.

При этом главной фишкой его стал тезис о депортации миллионов нелегалов. А серьезность намерений он уже успел подтвердить, введя в первый же день своей работы после инаугурации чрезвычайное положение на южной границе США. И отменив практику  catch and release (англ. "поймай и отпусти"), в рамках которой правоохранительные органы отпускали на свободу мигрантов на время ожидания слушаний в иммиграционном суде. Среди первых его указов и запрет на переселению беженцев в глубинные районы и право на получение американского гражданства детьми мигрантов по праву рождения на территории США.

Ну а то ли еще будет впереди – будем наблюдать. Некоторые наблюдатели подмечают, что такого рода меры разделяют и даже приветствуют не только большинство коренных американцев, но и те счастливчики, кто еще вчера были нелегалами, живя в подполье. Получив гражданство, они уже свысока смотрят на своих вчерашних собратьев, видя в них свое недавнее унижение. И конкурентов.

Наблюдатель