Вы здесь
Война дронов выходит на новый уровень
В результате удара российских войск по украинскому городу Изюм (Харьковской область) погибли четыре человека, более двадцати пострадали, один остаётся под завалами разрушенного здания, сообщают СМИ во вторник, 4 февраля со ссылкой на местные власти.
По данным ООН на ноябрь 2024 года, в Украине были убиты более 12 тысяч гражданских лиц, ранено около 27 тысяч.
Российская территория в ответ также подвергается атакам ВСУ с использованием беспилотников, нацеленным на объекты, имеющие военное значение.
Накануне, как сообщил Генштаб ВСУ, украинские дроны поразили, в частности, Волгоградский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и Астраханский газоперерабатывающий завод, которые производят большое количества топлива для нужд армии РФ.
По предварительной информации, на НПЗ компании «Лукойл» в Волгоградской области повреждены установки первичной переработки. На Астраханском предприятии занялся пожар, работа на нем остановлена.
Всего той ночью согласно отчету Минобороны РФ средствами ПВО отражена атака 70 беспилотников. И это был далеко не самый массовый налет с начала года.
В ночь на 26 января свыше 180 украинских дронов участвовали в атаке 12 регионов России, а также аннексированного Крыма.
По данным медиа, всего с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину было поражено по меньшей мере 13 российских НПЗ.
Подобные удары не могут бесследно пройти для российской экономики ни в коем случае, уверен аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин. По его словам, только завзятые прокремлевские эксперты способны утверждать, что это, мол, “всё ерунда, комариные укусы”.
«Да, из-за того, что статистику в этой сфере сделали в России закрытой, трудно точно подсчитать нанесенный урон, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Но шила в мешке не утаишь. Reuters недавно сообщал, что почти пятая часть всех (российских) мощностей по переработке нефти выведена из строя. На этом фоне в правительстве начались дебаты по поводу введения запрета экспорта бензина. Очевидно, его уже не хватает для внутреннего потребления».
Удары приходятся по крупным предприятиям, следовательно, и ущерб соответствующий, констатировал Михаил Крутихин: «Когда мы видим, что фактически встают такие нефтеперерабатывающие заводы, как Рязанский – это серьезно. А в новом году были еще атакованы НПЗ “Лукойла” в Кстове (Нижегородская область) и Волгоградской области. В результате сокращается производство и выработка нефтепродуктов. Поскольку нефтепродукты идут на нужды авиации, фронта, значит их останется меньше на экспорт, и уже мы видим его сокращение.
Согласно официальной информации, проектная мощность Рязанского НПЗ превышает 17 млн тонн нефти в год. Это одно из крупнейших отраслевых предприятий в Центральной России. По информации Reuters, оно может быть выведено из строя на срок от 3-х месяцев до полугода.
К тому же украинские дроны наносят удары не наобум, а по наиболее критическим элементам производственного цикла, отметил аналитик: «Так, на заводе “Лукойл” в Волгоградской области предположительно повреждены установки первичной переработки. Заменить такие агрегаты чрезвычайно трудно. А это пропускные ворота на завод. Когда их выводят из строя, предприятие останавливается надолго. Также сильно пострадали НПЗ в Новошахтинске (Ростовская область) и том же Кстове. Там ставилось западное оборудование. Его сейчас негде взять. Если возьмутся китайцы, то они года два будут делать новую установку».
Кроме того, украинцы вновь стали бить по нефтеэкспортным мощностям России, указал Михаил Крутихин: «Как минимум два удара были зафиксированы по трубопроводам, которые идут к балтийским терминалам, отгружающим нефть в танкеры. Судя по всему, по этим точкам украинцы намерены бить и дальше. Это может привести к критической ситуации в российской нефтепереработке. Вдобавок на днях еще ударили и по Астраханскому газоперерабатывающему заводу. А это очень чувствительный узел. Без переработки тем газом невозможно пользоваться. Он там очень «кислый», с большим содержанием серы. Таким образом, возникает риск, что без газа останется практически весь Юг России».
Словом, если Украина и дальше продолжит наносить столь же интенсивные удары или усилит их, то это еще более негативно скажется на российском военном бюджете, резюмировал аналитик.
Уже можно с уверенностью сказать, что Украина не только значительно расширила географию применения дронов, но и приступила к методическому уничтожению критически важной российской инфраструктуры, в свою очередь, считает украинский военный эксперт Иван Ступак. По его мнению, это стало особенно заметно в последнее время.
«Очевидно, это тщательно продуманная тактика, которой предшествовала каталогизация объектов на европейской части Российской Федерации – объектов, которые беспилотники могут достать, – уточнил он. – Это нефтеперерабатывающие заводы, базы хранения нефтепродуктов, предприятия химической отрасли, микроэлектроника... Пошла системная работа».
Сказать, что так мы “вынесем” всю критически важную инфраструктуру России, будет неправильно, подчеркнул Иван Ступак: «Это бахвальство, которым негоже заниматься. Россия – огромная территория с большим числом разбросанных по ней предприятий. Но регулярные атаки дронов нарушают и затрудняют логистику. Попробуй, например, из-за Урала или из Сибири доставить продукцию поближе к границам с Украиной… А результаты такой тактики есть, и вполне ощутимые. В 2024 году около 13 % российских НПЗ были разрушены и простаивали».
К тому же Украина способна нарастить мощь своих атак в том числе за счет новых разработок дронов, полагает эксперт: «Правда, мы ограничены в своих ресурсах в плане производства дальнобойных средств. Дальнобойные беспилотники стоят дорого (по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч долларов). Мы не можем их делать тысячами, но увеличить выпуск процентов на 20–30 нам вполне по силам».
Вместе с тем Иван Ступак не верит, что война дронов вынудит Путина пойти на переговоры хотя бы по взаимному прекращению ударов по энергетической инфраструктуре стран. Да, мы планомерно уничтожаем поступления в российский бюджет, но это скажется не сразу, сетует он. Усадить российского диктатора за стол переговоров могут только резкое снижение цен на нефть или более решительная санкционная политика со стороны США, заключил эксперт.