Общественно-политический журнал

 

При Путине произошло постепенное вытесения независимых СМИ из российского общественного пространства, но они выжили и находят признание за рубежом

Представители российских независимых изданий рассказали о том, как они, покинув Россию, не просто выжили, а преуспели и оказались востребованы не только российской аудиторией, но американской и мировой.

Сергей Пархоменко - российский журналист, издатель и радиоведущий, основатель и главный редактор еженедельного журнала «Итоги», издававшегося совместно с Newsweek в Россиию.

В настоящее время он - старший советник в Институте Кеннана, возглавляющий проект Russian Newsroom, целью которого является поддержка независимых российских журналистов и содействие профессиональным контактам между российским журналистским сообществом и их коллегами в Европе и США. В ходе брифинга с коллегами-журналистами в аналитическом Центре Вудро Вильсона (Wilson Center) он рассазал о том, что произошло с независимой российской журналистикой за прошедшие после начала полномасштабного вторжения России в Украину три года.

Сергей Пархоменко подчеркнул, что все началось гораздо раньше, не в 2022, и не в 2014 годах, а с приходом Путина к власти в 2000 году.

Он объяснил, что «за эти двадцать пять лет Кремль последовательно создавал новое законодательство, перестроил юридическую практику и работу различных правоохранительных органов, включая прокуратуру, полицию, разведывательные службы, органы финансового контроля», а также учредил «агентство, регулирующее интернет, радио и телевидение».

А затем, рассказал Сергей Пархоменко, за последние 12 лет, начиная с 2012 года, после масштабных гражданских протестов и демонстраций активистов против ограничений прав человека и фальсификаций выборов в 2011- 2012 годах, власти повели прямую атаку на независимые СМИ.

«Это была эра новых отношений между российским государством и российскими журналистами, - подчеркнул Пархоменко, - Режим Путина ввел практику блокировки и запрета онлайн-ресурсов, тех, которые бросали вызов государственной пропаганде».

По его данным, тысячи интернет-СМИ и аккаунтов в социальных сетях, десятки миллионов веб-страниц были закрыты или стали недоступны для российских пользователей сети.

Пархоменко описал, как режим Путина создал систему обозначения нежелательных организаций, стал использовать обвинения в экстремизме, терроризме, против журналистов, обвинять их «в оправдании нацизма и многом другом».

Все это делалось для вытесения независимых СМИ из российского общественного пространства.

«Первоначально эта система применялась только к НКО, но затем, такого рода ярлыки были распространены на целые СМИ, и, наконец, два отдельных гражданина были признаны государством врагами», - пояснил Пархоменко, констатируя, что после полномасштабного вторжения в РФ «установлен жесткий режим военной цензуры».

Сегодня российское уголовное законодательство содержит десятки статей, которые карают любое заявление или публичное действие, которое режим Путина считает вредным или опасным для себя, свидетельствует Пархоменко.

«Любой гражданин может столкнуться с уголовным преследованием за высказывание в соцсетях, и сотни журналистов в России уже обвинены в тяжких преступлениях, десятки из них приговорены к многолетним тюремным заключениям и содержатся в ужасающих условиях российской системы наказания» - рассказал Сергей Пархоменко.

В результате тысячи российских журналистов были вынуждены покинуть страну: «иногда по отдельности, иногда в составе редакционных коллективов».

Сергей Пархоменко привел в пример самый первый отъезд целого СМИ, когда издание «Медуза» - одно из самых известных и уважаемых российских СМИ сегодня - было вынуждено перенести свою работу в Латвию осенью 2014 года.

«Сегодня тысячи российских журналистов и десятки независимых СМИ, больших и малых, работают в европейских странах, в Грузии, в Армении, Турции, Казахстане, Израиле, Аргентине, США, Канаде, и сотни независимых блогеров распространяют независимый контент на YouTube и в Telegram. Российские журналисты по всему миру сотрудничают с крупными и влиятельными СМИ Европы и Америки, а также Германии, Франции, Польши и Израиля. Они также участвуют в крупных международных журналистских консорциумах. За последние несколько лет образовалось крупнейшее неформальное объединение российских независимых журналистов “Редколлегия”. Основой этого сообщества является одноименная независимая премия, которая вручается за заслуги в журналистике с 2016 года», - рассказал Сергей Пархоменко.

Он считает важным, что после многих лет репрессий со стороны путинского режима, российские независимые СМИ выработали исключительно высокие стандарты и профессионализм в расследовательской журналистской работе.

«Российские журналисты-расследователи теперь считаются одними из самых сильных и признанных в мире, - отметил он. - Они противостоят путинской пропаганде, предоставляя своей аудитории надежную, независимую информацию о войне, о реальной ситуации на российско-украинском фронте и на оккупированных Россией территориях. Большое внимание также уделяется истинному состоянию российской экономики, политическим репрессиям и разрушению российской системы правосудия. Они поддерживают все политические и общественные силы в мире, противостоящие путинской агрессии. Это вклад российской независимой журналистики в глобальное сопротивление Путину».

Елизавета Осетинская, основатель и издатель исследовательского проекта The Bell, рассказала, как она и ее коллектив, проработавший в крупных российских и международных изданиях в России, с введением путинской цензуры решили создать это новое издание, у которого сегодня свыше 90 000 подписчиков.

Также, как и тысячи других российских журналистов, Осетинская и ее команда покинули Россию с началом российской агрессии против Украины.

Одним из серьезных расследований, который провел The Bell, стал анализ активов иностранных компаний, ушедших с российского рынка с 2022 года.

По словам Осетинской, приобретателями этих активов, зачастую с огромным дисконтом в 60 и более процентов, стали прежде всего известные лица из окружения Путина. При этом команде Елизаветы Осетинской удалось выявить и совершенно новых бенефициаров, получивших в руки активы иностранных компаний в России. Это бизнесмены, которые сделали миллиардные состояния на войне, скупая эти активы. Многие из них были подрядчиками крупных американских компаний на российском рынке, выпуская, например, упаковку или сопутствующие материалы для них.

Елизавета Осетинская рассказала, что ее журналисты пришли к выводу, что то, как эти новые выгодоприобретатели связаны с государственными чиновниками и правоохранительными органами, может говорить о том, что Кремль, возможно, готовит новое поколение российских олигархов, лояльных режиму.

Уникальный журналистский коллектив под руководством Елизаветы Осетинской дважды в неделю готовит на английском языке для глобальной аудитории информационные бюллетени о состоянии российской экономики.

«Например, в самом начале войны было много прогнозов, что российская экономика очень скоро и очень быстро рухнет, - напомнила Осетинская. - Наш подход заключается в том, чтобы представить все очень рациональным образом, проанализировать все на основе статистики, добыть которую стало сегодня крайне сложно, так как настоящие статистические данные из России стали государственной тайной, в то время как все понимают, что экономика РФ является по сути топливом для войны, и то как Кремль сильно зависит от своих ресурсов».

Роман Анин — основатель и главный редактор независимого расследовательского СМИ «Важные истории» - называет себя классическим журналистом-исследователем.

Большинство русскоязычных читателей запомнили его имя после знаменитой серии разоблачительных публикаций, получившей название Panama Papers, когда стало известно о двух миллиардах долларов на оффшорном счету, открытом на имя друга юности Владимира Путина виолончелиста Сергея Ролдугина.

Это случилось после того, как весной 2016 года консорциум журналистов опубликовал архив данных юридической компании Mossack Fonseca об офшорных компаниях и их связях с политиками и общественными деятелями многих стран.

Всего в публикации серии историй «Панамских документов» приняли участие более 300 репортеров с шести континентов, раскрыв скрытую инфраструктуру и глобальный масштаб офшорных налоговых убежищ.

С тех пор Роман Анин и его «Важные истории» сделали целый ряд сенсационных публикаций, среди которых история 2021 года о бывшем зяте Путина и его дочери, и о том, как они сказочно обогатились, заключая коррупционные сделки с компаниями, близкими к Путину, а также с российскими государственными компаниями.

С началом полномасштабного вторжения Роман Анин и его команда были первыми СМИ, которые получили прямое признание от российского солдата в совершении ужасных военных преступлений, а затем оказались первыми, кто доказал, что высокопоставленные российские политики замешаны в незаконной депортации украинских детей в Россию.

В частности речь шла о незаконном удочерении украинского ребенка Сергеем Мироновым, депутатом Госдумы РФ, руководителем одной из официальных прокремлевских политических партий и человеком, близким к Путину.

«После того, как мы опубликовали эту историю, к нам обратился Международный уголовный суд и мы поделились всеми данными, и мы знаем, что эта история уже стала важным доказательством в официальном расследовании МУС по делу о депортации украинских детей», - рассказал Анин.

Эта история совсем недавно получила печальное продолжение, когда «Важные истории» опубликовали фотографии похищенных россиянами украинских детей и рассказали об их судьбах.

Анин напомнил, как «один из таких детей, совершил самоубийство в приемной российской семье, потеряв надежду на возвращение на родину».

В тот день, когда «Важные истории» опубликовали свое расследование, украинская прокуратура возбудила по этому факту уголовное дело.

«Важные истории» часто расследуют работу «военной машины» Путина, в частности то, как путинский режим в обход санкций и мер экспортного контроля «получает необходимые западные компоненты для производства оружия».

Более 30 организаций и персоналий были добавлены в санкционный список после этих расследований «Важных историй» Романа Анина.

Его ресурс публикует и социологию из России.

По словам Романа Анина, сегодняшнее российское общество разделилось на три группы.

«Первая - 20-25% населения РФ - “кровожадные сторонники войны”, которые считают, что “сбросить ядерную бомбу на Киев и убить всех” — это хорошая идея. К сожалению, с этими ничего не поделаешь. Другая “крайняя” группа - это противники войны, и я бы тоже сказал, что это около 20% населения. Это союзники, это люди в основном из больших городов, таких как Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск и др. Эти люди понимают все последствия войны, и что война - это ужасно. И, наконец, третья, самая большая группа тех, которые на самом деле не поддерживают войну и не испытывают ненависти к Украине, но они, скорее всего, апатичны. Они думают, что не могут ничего изменить, и они не хотят ничего знать, но мы пытаемся делать истории и для таких людей», - сказал в заключении Роман Анин.