Общественно-политический журнал

 

Еще одна торговая война может разразиться уже на нефтяном рынке

Как падение цен на нефть отразится на российской экономике – прокомментировал экономический обозреватель Радио Свобода Максим Блант.

По словам эксперта, процессы, происходящие сейчас, похожи на те, которые были во время пандемии COVID-19 в 2020 году.

"Помимо Дональда Трампа, который резко увеличил риски стагнации американской экономики и тем самым "уронил" цены на нефть, есть еще ОПЕК+, которые с мая объявили об увеличении добычи, причем более серьезными темпами, чем предполагалось ранее, – объясняет он. 

– Это произошло в конце прошлой недели, в начале этой недели стало понятно, что это не просто ошибка, потому что Саудовская Аравия начала агрессивно снижать цены на свою нефть для крупных азиатских покупателей. То есть фактически еще одна торговая война может разразиться уже на нефтяном рынке, и ее целью могут стать не столько российские компании, сколько американские сланцевики, у которых стоимость добычи тоже довольно высокая, чтобы позволить себе длительный период низких цен на нефть. Поэтому все развивается драматично".

Российский рынок пока реагирует на развитие событий медленнее из-за своей нынешней изолированности, отмечает аналитик, кандидат экономических наук Николай Кульбака:

"Конечно, сейчас из-за санкций Россия достаточно отгородилась от мировой экономики, по крайней мере, российский рынок ценных бумаг более или менее изолирован. Но это не означает, что Россия не испытывает влияния, потому что во-первых, мировая рецессия – это цены на сырьевые товары, на нефть, на газ, на многие металлы и так далее. Это первая проблема. Вторая проблема заключается в том, что чем хуже будет ситуация в соседних странах, тем сложнее будет России работать с ними. Безусловно, это окажет влияние на Россию и издержки в России тоже вырастут, сто процентов".

При этом на курсе рубля снижение цен на нефть пока не сказалось – он остается на уровне 86 рублей за доллар. "Российский рынок валютный немножечко отделен сейчас от других рынков, то есть там не очень большие объёмы, там много своих внутренних игроков и много непрозрачных сделок, поэтому мы не можем сейчас сказать, как это все будет влиять, – объясняет Кульбака. – Я думаю, что в краткосрочном периоде он может еще держаться, но в какой-то момент придётся его отпускать. Я не знаю, насколько он сейчас регулируется, и, к сожалению, никто не может подсказать, насколько. Но такая цена доллара для бюджета невыгодна, бюджету выгоднее, чтобы рубль был послабее".

Максим Блант считает, что продолжение войны России против Украины в минимальной степени зависит от цен на нефть.

"Потому что воюет Россия не валютой, не долларами, не рублями, а оружием, которое может производить, имея все те ресурсы, которые она имеет. Для этого нужна сталь, уголь, сырье для производства пороха, – говорит он. – Другое дело, что высокотехнологичного оружия будет, наверное, меньше, потому что с валютной выручкой начнутся проблемы".