Общественно-политический журнал

 

Процесс над Pussy Riot высветил всю нечисть, а власть стремительно теряет последнее уважение

Ирина Алексеевна Левинская  - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, член Санкт-Петербургского ПЕН-клуба. В конце июля Ирина Левинская вместе со старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Валентиной Узуновой написала научную рецензию, в которой детально разобрала "экспертизу" панк-молебна группы «Pussy Riot», выполненную Всеволодом Троицким, Верой Абраменковой и Игорем Понкиным.

 Рецензией заинтересовались представители защиты Pussy Riot и предложили авторам рецензии принять участие в процессе в качестве специалистов.
 После этого Ирина Левинская отказывалась общаться с журналистами, которые, прочитав рецензию на сайте Санкт-Петербургского союза ученых, обратились к ней за комментариями. Она объясняет это так: «До 3 августа у меня была надежда, что меня вызовут в качестве специалиста на суд. И до выступления в суде я не могла давать никаких интервью. Если бы я дала интервью, то мои слова могли бы интерпретироваться как моя заведомая заинтересованность в исходе дела.
 
  Я уже много лет работаю экспертом и как эксперт я никогда не даю до окончания процесса никаких интервью. В данном случае - процесс еще не закончился, но мое участие в нем исключено».
 
 Однако, поскольку слово на процессе Ирине Левинской дано не было, она согласилась теперь дать интервью. По словам эксперта, переломным днем стало 3 августа.
 
Ирина Левинская: В этот день не было дано слова ни одному специалисту, вызванному стороной защиты. Только трое из свидетелей (а всего адвокатами защиты было подано ходатайство о вызове 34 свидетелей и специалистов) были допрошены. Причем эти свидетели выступали по одному очень конкретному вопросу - характеристики личностей. Это были подруга Алехиной, проректор института, в котором она учится, и преподаватель Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, которую закончила Самуцевич. Свидетели говорили о том, какие они способные студентки, какие они порядочные люди и хорошие матери и т.д.
 
  При этом, что абсолютно возмутительно, суд, например, не вызвал заявленного свидетеля - фотографа и журналиста Дмитрия Алешковского (который приходится внучатым племянником известного писателя Юза Алешковского). Он был одним из тех журналистов, которых пригласили в храм фиксировать эту акцию. Он был в тот момент в Храме Христа Спасителя и мог дать самые подробные показания.
 
  В то же время судья удовлетворила ходатайство прокуратуры, и в суде в течение полутора часов допрашивался в качестве свидетеля некий человек по фамилии Угрик, которого вообще не было в Храме Христа Спасителя. Этот Угрик посмотрел ролик в Интернете, душевно взволновался, но как человек с явной склонностью к мазохизму, посмотрел ролик еще раз, еще больше взволновался. Наконец, посмотрел в третий раз, и тут у него душа не выдержала, и он ринулся в прокуратуру заявлять себя в качестве свидетеля. Вот такие свидетели были с другой стороны.

Почему «дело Pussy Riot» вызвало в России такой большой резонанс? Ведь до этого были и суды над «лимоновцами», и процесс по делу ЮКОСа, и так называемые «шпионские скандалы».  Но именно участницы панк-группы, до этого известной лишь несистемным оппозиционерам, привлекли к себе такое большое количество и сторонников и противников.

Во-первых, нельзя говорить, что на дело ЮКОСа никто не обращал внимания. И все дела, которые вы упомянули, были резонансными. Но дело девочек из Pussy Riot стоит особняком. Они, по меткому выражению одного из комментаторов, думали, что ткнули палкой в муравейник, а оказалось, что попали в осиное гнездо.
 
  Они попали в самую болевую точку: полное единение, слияние, конкордат между государством и церковью. И реакция церкви была настолько антихристианской, настолько чудовищной, что все вменяемое общество ужаснулось - что происходит? С одной стороны, вся мощь государственной машины. С другой, 3 девочки, и не обычные девочки, а абсолютно блестящие. Я слушала их последнее слово - это очень хорошо выстроенный политический манифест. Причем пишут они все это ночью. Им не дают спать, их не кормят – по существу, пытают. Нам-то казалось, что после Ходорковксого все - конец, падать дальше некуда. Оказалось, что есть, куда падать.
 
 Для того, чтобы сделать процесс масштабным, авторы экспертизы, на которой базируется обвинительное заключение, приводят ссылки на решения Трулльского Собора (созванного императором Юстинианом II в 691 в Константинополе – Г.А.) и на Апостольские правила. Причем значительная часть правил Трулльского Собора не выполняется Православной церковью. Например, согласно правилам Трулльского Собора, в священники можно рукополагать только в возрасте после 30 лет, а в дьяконы - после 25. Так вот наш Патриарх Кирилл (Гундяев) был рукоположен в священники в возрасте 23 лет!
 
  Одно из правил Трулльского Собора – запрет христианам мыться в бане и вообще как-либо общаться с иудеями, а также пользоваться услугами иудея-врача. Как вы понимаете - это все неисполнимо, и вдруг, извлекается какое-то правило и его нарушение инкриминируется участницам панк-молебна.
 
 И знаете, какое наказание за все эти «страшные» нарушения правил Трулльского Собора? Отлучение от причастия, от церковного общения. Только почему-то «эксперты» забывают об этом упомянуть. А кроме того они сообщают, что в соответствии с 9-м Апостольским правилом запрещено творить бесчинство в церкви. Открываем Апостольские правила и читаем, что под бесчинством понимается уход верующего из храма до окончания службы.
 
 Понимаете? Мало того, что они делают эти безумные ссылки, так они их еще и фальсифицируют! Я уже не говорю, что наши эксперты «Трулльский» пишут с одним «л». Это означает, что они даже в книгу не заглянули. Кто-то их снабдил этой информацией, и они даже не взяли себе за труд проверить.
 
 И еще одна вещь. Девушек судят в том зале, в котором судили Ходорковского и Лебедева. В свое время специально для них была сделана стеклянная клетка, потому что большой шум был поднят на Западе о том, что бесчеловечно людей держать в зале суда в зарешеченной клетке. Ну вот тогда им и сделали клетку стеклянную. Она изготовлена из пуленепробиваемого стекла. Можете себе представить - на улице +31, естественно в зале суда какие-то кондиционеры работают, но в клетке-то никакой циркуляции воздуха нет.
 
  В клетке на уровне пояса есть небольшое окошко, в которое можно передавать бумаги или протянуть руки, чтобы с них сняли наручники. Меня удивило, что девушки, когда говорят, задают вопросы, подходят к этой щели и нагибаются. Согнувшись, говорят сквозь щель. Я спросила у Марка Фейгина: почему они себя так ведут? Он объяснил, что когда в клетке сидели Ходорковский и Лебедев, там были установлены микрофоны, а в зале звукоусиливающая аппаратура. Из клетки очень плохо распространяется звук, и для того чтобы их услышали, девочкам приходится вот так сгибаться. Адвокаты просили судью о том, чтобы туда поставили микрофоны, судья пообещала, но, разумеется, этого сделано не было.
 
 Я уже упоминала о том, что подсудимых не кормят. Мария Алехина – вегетарианка, и ей дважды вызывали «скорую» в один из дней, потому, что у нее резко упал уровень сахара в крови. А когда она потом попросила съесть огурец во время суда, судья ей не разрешила.
 
 Вы меня спросили - почему это вызывает такой общественный резонанс? А вот именно поэтому!

Как, по-вашему, осознают ли российские власти, что «сделали биографии» Надежде Толоконниковой, Екатерине Самуцевич и Марии Алехиной? Осознаёт ли судья Марина Сырова и «православные эксперты», что их потомки могут стыдиться своих фамилий?

 Я думаю, нет. Эта судья Сырова производит впечатление очень цельного человека. Она садистка. Это я могу вам сказать. Ее поведение абсолютно садистическое.
 
 Меня больше удивляют адвокаты со стороны обвинения, например Лариса Октябристовна Павлова, которая выступала даже жестче, чем прокуроры. Потому что прокурор, потребовав три года, все-таки упомянул о положительных характеристиках личностей обвиняемых. А Павлова сказала, что по ее мнению доверять этим характеристикам нельзя.
 
 Более того, она потребовала «частного определения» по поводу учебных заведений, в которых учатся эти девочки. Как они допустили, чтобы их студентки так «попирали основы духовности российского государства!». Я не понимаю, что у Павловой в голове. Не случайно, когда адвокатам «потерпевшей» стороны выходят из здания суда, толпа свистит и кричит «Позор!».
 
 В свое время Ахматова сказала по поводу Бродского: «Какую биографию делают нашему рыжему!» Власть делает биографию Маше, Наде и Кате, ведь если посмотреть трезво, событие в Храме Христа Спасителя выеденного яйца не стоило. Безумное поведение властей и церковного начальства, с одной стороны, и мужественное и исполненное глубокого достоинства поведение молодых женщин в суде, с другой, превратили это событие в знаковое, которое высветило чудовищные пороки нашего государства.

 Имеет ли для российских властей значение тот факт, что за участниц панк-группы Pussy Riot вступились и известные западные артисты, и влиятельные политики?

 Мне кажется, что рассчитывать на мгновенный эффект не приходится. Но это не означает, что западным артистам и политикам не нужно протестовать. Это надо делать непрерывно. И если в какой-то момент протесты приобретут экономическую составляющую, то, может быть, это как-то поможет. Вспомните дело Ходорковского. Какие люди тогда ходатайствовали и вступались за Ходорковского! А результата не было. Ощущение от нашей власти такое, что это - мстительные маньяки.
 ЕГО обидели!!! Ходит в Интернете такая фраза, якобы сказанная Путиным по поводу событий 6 мая на Болотной площади: «Они мне испортили праздник, а я им испорчу жизнь!»

 На днях стало известно, что одна жительница Новосибирска требует взыскать с Pussy Riot 30 тысяч рублей, потому, что ее, якобы, глубоко оскорбил панк-молебен в храме Христа Спасителя. Как вы думаете, выступающие на стороне обвинения, это - глубоко верующие православные; люди, обманутые пропагандой; или те, кто всегда ищет одобрения со стороны начальства?

 Во-первых, я сразу хочу сказать о перспективе этого дела - оно нулевое. Дело в том, что в Российском государстве существует, во всяком случае, на бумаге, свобода слова. И вас по закону не могут преследовать за то, что вы что-то сказали или написали. А вот за распространение сказанного и написанного – могут. Поэтому Pussy Riot собственно за клип привлечь к ответственности никто не может. Вот вы расследуйте и выясните – кто его создал, кто его распространяет и вот только к этим людям могут быть претензии. Собственно говоря, в клипе – они актрисы!
 
 Что касается оскорбленной новосибирской дамы, то она явно находится вне рамок христианской традиции. Ну, попросила бы 20 или 40 тысяч за обиду, чтобы не было прямой ассоциации с 30 серебренниками, единственно возможной в данном контексте.
 
 Теперь - какие люди поддерживают обвинение? Разные… С моей точки зрения, прежде всего, это - люди, потерявшие представление о том, что есть христианство. Для них, к сожалению, христианство из религии любви, превратилось в религию ненависти. И за это мы должны поблагодарить, в том числе, и патриарха Кирилла, а особенно - господина Чаплина.
 
 В целом же, на стороне обвинения - все категории людей, которые Вы перечислили: и первые, и вторые, и третьи. Но главное, это люди, которые перестали читать Евангелие. Они слушают официальную пропаганду, их науськивают на участниц панк-молебна, и им кажется, что таким образом они защищают веру. А на самом деле, таким образом они уничтожают веру.
 
 Одно из очень частых сравнений – а что бы с ними было, если бы они пошли бы в мечеть или синагогу? Самое смешное, что люди, которые задают этот вопрос - они им православную церковь десакрализируют. Действительно, храм (церковь) для христиан - сакральное место. Но синагога в иудаизме или мечеть в исламе - это не сакральные места. Синагога - это дом собраний, где происходят религиозные встречи, но это не сакральное пространство, каким был иерусалимский храм, разрушенный римлянами в 70 году.
 
 Что бы произошло – да, ничего бы не произошло! Ну, выгнали бы и все дела! Я уж не говорю, что в мечети это вообще нереальная ситуация, потому, что женщин в мечеть просто бы не пустили, у них места на верхних галереях или на первом этаже, но отгороженном от основного пространства, в главную часть девушки бы не прошли, фейс-контроль там строгий.
 
 Да мало ли что там - в мечети или синагоге. Мы же говорим о христианском храме, который принадлежит религии любви и прощения, христианство же на других принципах основано. А весь этот бред повторяется! И Путиным, и всеми другими…

 Несколько раз проскакивало такое мнение - а ведь девушки ничего не нарушили. Юродивые всегда были на Руси, и в церковь они входили, и их слушали…

 Совершенно верно. Это была моя первая реакция на выступление Pussy Riot: они вписываются в определенную православную традицию. К юродивым и к скоморохам в России относились по-разному. У Pussy Riot одежда, скорее, скоморошья, а поведение, скорее, как у юродивых.
 Обратите снимание, когда выступали юродивые? Когда церковь окостеневала, когда церковь уходила под власть государства и сливалась с ним. Когда она теряла свой самостоятельный голос обличителя пороков государства. Вот в этот момент появлялись юродивые, которые говорили то, о чем официальная церковь молчала. Их задача была ругаться миру в такой перевернутой, смеховой, невозможной форме. И эта форма была заведомо эпатирующей.
 
 Юродивые в Византии и на Руси делали то, что этим девочкам и не снилось! Один из византийских юродивых во время службы начинал забрасывать орехами, сбивать пламя свечей, то есть, вмешивался в ход службы. Юродивые бегали голышом. И все это понималось обществом и принималось. Но вот кому это решительно не нравилось – это Петру I. И он с юродивыми начал бороться.
 
 Надо сказать, что традиция юродства существовали у нас даже в 60-х годах прошлого века. Юродивые, например, жили при Глинском монастыре в Сумской области.
 
 Можно из любого древнего текста, включая Новый Завет, надергать цитат и доказывать с их помощью все, что угодно. Но основополагающим для христиан является дух Нового Завета, его смысловая направленность. А она состоит в любви и прощении. Собственно все, что сейчас происходит, это отказ от фундаментальных основ христианства.

 Ирина Алексеевна, хотя прогнозы - вещь неблагодарная, каков ваш прогноз исхода этого процесса?

 То, что приговор будет обвинительный - очевидно. Подсудимые уже 5 месяцев отсидели. Если исходить из обычной практики судов, то раз прокурор потребовал 3 года (а такие вещи согласовываются), то судья, возможно, даст немного меньше – 2 или 2,5 года.
 
 С другой стороны, учитывая громкий общественный резонанс (хотя, как я уже говорила, власть на это в течение всего процесса плевала), может быть, она, то бишь начальник нашей родины, вернется к здравому смыслу, спустит все на тормозах и даст бунтаркам то, что они уже отсидели (хотя здесь проблема: если их отпустят в зале суда, то присутствующие вынесут их на руках – а вот этого допустить невозможно), или немного больший срок.
 Но в то же время власти прекрасно понимают, что любой обвинительный приговор, будет оспариваться в Европейском Суде по правам человека. И здесь уже не важно, какой срок дадут певуньям. Об этом заявили адвокаты, и они абсолютно правы. Они будут требовать полной реабилитации.
 
 И здесь еще один вопрос, об этом мне говорил Марк Фейгин (адвокат Pussy Riot – Г.А.). Если девочек реально отправят на зону, то тогда вынесшие приговор должны гарантировать их безопасность. На зоне много всякого-разного народа. И у Кати Самуцевич поначалу были проблемы с ее сокамерницами. Потому что люди-то смотрят новости, определенным образом препарированные.
 
 И Марк Фейгин совершенно серьезно говорил, что если их отправят на зону, то это будет угрожать их жизни. И что он будет добиваться какого-то особого статуса охраны для девочек. Все это очень и очень серьезно.