Общественно-политический журнал

 

Барбара Стрейзанд (Barbra Streisand) - бунт "гадкого утенка"

Сегодня Барбаре семьдесят. А родилась Барбра Джоан Стрейзанд 24 апреля 1942 года в Бруклине, Нью-Йорк, в религиозной еврейской семье. Её отец, Эмануэль Стрейзанд, преподаватель грамматики, умер едва ей исполнился год. С отчимом, Лиу Киндом, у ней были плохие отношения, так как он постоянно её лупил. Когда Барбра решила начать карьеру в шоу-бизнесе, её мать, Диана Ида Роузен, школьный секретарь, была недовольна её выбором, так как считала её недостаточно привлекательной для этого.

В дешевом бруклинском клубе "Лев" душно и грязно. От старого, украденного у матери и выкрашенного в бордовый цвет парика ужасно чешется голова. Она, стараясь не обращать внимания на нестерпимый зуд, перекидывает через плечо конец уродливого зеленого боа и выходит на сцену. Люди в зале разглядывают маленькое чудовище: тонкие, кривые ноги, устрашающая раскраска лица... Она подходит к микрофону, громко чавкает перед ним жвачкой, двумя пальцами вытаскивает ее изо рта и смачно прилепляет к микрофону. Раздаются громкие крики: "Какая гадость!", "Ну и уродина!" Она хмыкает, пошире расставляет ноги и начинает петь... Зал мгновенно затихает.

Директор клуба, в котором проходило первое выступление Стрейзанд, вспоминает: "Мы подыскивали новую певицу для клуба и уже заканчивали прослушивание, как появилась она - смешная, взъерошенная. Честно говоря, я не был уверен, что ей исполнилось хотя бы восемнадцать... Она устроила потасовку с охраной, которая не хотела ее пропускать, оттолкнула от микрофона певицу и запела что-то очень сексуальное. Я тогда подумал, что с таким голосом и темпераментом действительно можно быть сколь угодно страшненькой, но все же невероятно заводить публику... Барбра заявила нам, что она чистокровная турчанка, а голос ей достался от ее бабушки - любимой жены турецкого султана".

На самом деле никаких султанов среди ее предков, конечно, не было, и жила Барбра отнюдь не во дворце... Семья ютилась в крохотной квартире Бруклина, но если бы дело было только в тесноте да нищете... Отчим чуть что бил ее смертным боем, мать называла ее не иначе как "эта уродина", а одноклассники сторонились ее - носатой, косоглазой, кривоногой... Словом, в детстве Барбра получала от мира одни колотушки, и, конечно, она стала бунтовать... "Я еще покажу вам всем, кто я такая! Думаете, это вы не принимаете меня? Черта с два! Это мне плевать на всех вас и на ваши представления о красоте!" - решила Барбpa и... вымазала лицо побелкой, выкрасила волосы в зеленый цвет и так отправилась в школу. Заметьте: это были не 90-е, а 50-е годы! И с зелеными волосами по улицам еще никто не расхаживал. Барбра была первой. И чувствовала она себя при этом прекрасно. "Я представляла, что я звезда... Впрочем, тогда мне было достаточно, чтобы меня хоть кто-нибудь заметил", - вспоминает Барбра. В таком виде ее заметил прежде всего... директор школы - он отправил девочку домой с запиской родителям, чтобы они отмыли дочь. Мать не стала вникать в причины ее поведения, а просто схватила замызганное кухонное полотенце и стала остервенело тереть ее лицо, пока от побелки не осталось и следа. Зато с зелеными волосами справиться оказалось не так просто. Пришлось прибегнуть к радикальным методам, то есть обрить девочку наголо. Но голый череп привлекает еще больше внимания, чем волосы самых экзотических цветов, и Барбра с удовольствием ходила с нарисованными ручкой на лысой голове забавными картинками. "Классическая красота скучна - в мире огромное количество смазливых мордашек, быть не такой, как все, поражать и шокировать - только так можно добиться успеха", - объясняет Стрейзанд.

Ее расчет оказался верен: голый череп, на который так легко надевать парик, понравился режиссеру передвижного театра, в котором Барбра подрабатывала уборщицей, и он доверил ей первую роль - японского крестьянина. "Дело сделано - я актриса", - подумала Стрейзанд... И, в общем, она оказалась права. Она никогда в жизни не училась актерскому мастерству: по ее мнению, "играть - это так просто, что учиться этому даже стыдно"...

Для главной роли в мюзикле "Смешная девчонка" режиссер Уильям Уайлер просмотрел несколько сотен молодых актрис. Читали сцену первого поцелуя с героем Омара Шарифа - претендентки целовались, несомненно, профессионально и высокохудожественно. Но режиссер морщился: "Не то, не то..." Очередная девушка была образцом неуклюжести: споткнулась на высоких каблуках, зацепилась за занавес. Уайлер устало прикрыл глаза, у него не было сил смотреть на этот кошмар. Вдруг раздался истошный крик Шарифа: "Она меня укусила! Ты что, сумасшедшая? В жизни не целовалась, что ли?!" Режиссер открыл глаза: разъяренный актер держался за кровоточащую губу, девчонка билась в истерике, постановочная команда умирала от смеха. "Думаю, вы сработаетесь", - улыбнулся Уайлер Шарифу...

"Потрясающе!", "Невероятно!", "Какой талант, как она вошла в образ, как правдива и трогательна сцена с первым поцелуем!" - захлебывались газеты. Еще бы не правдиво! Ведь тот поцелуй на просмотре был и вправду первым поцелуем в жизни Стрейзанд...

Лиха беда начало... Успех придал молодой актрисе уверенности в себе, и мужчины вдруг стали виться вокруг нее... Барбра очень быстро выскочила замуж за красавца актера Эллиотта Гулда. Перед свадьбой ее мать удивлялась: "Поразительно! Как тебе удалось заполучить такого парня?! Представляю, как вы будете смотреться вместе на свадьбе... Да все же смеяться будут!" Барбра, конечно, огрызнулась в ответ, но заметно сникла... Она потребовала, чтобы на свадьбе присутствовал всего один гость - режиссер Мартин Эрлихман.

С таким настроением ничего хорошего из этого брака, конечно, получиться не могло. Вместо того чтобы стать примерной женой Эллиоту и заботливой матерью их маленькому сыну Джейсону, Барбра бросилась доказывать всему миру, что это не Гулд снизошел до нее, это она сделала ему одолжение... В то время она становилась все более и более популярной, а от изнурительных съемок предпочитала отдыхать в обществе многочисленных поклонников. В конце концов Барбра бросила мужа, а сына пристроила в экспериментальную школу, где малыши учились с трех лет. И на два с лишним десятка лет просто забыла о нем...

В 1973 году от подруги Барбра услышала о невероятно красивом 28-летнем владельце сети элитных парикмахерских салонов Джоне Питерсе. "Красивый, говоришь?" - задумалась Барбра и... пригласила его к себе домой под предлогом заказа на ярко-розовый парик... "Я пришел, - рассказывает Питерс, - она в прозрачном пеньюаре лежала на низком восточном диване, вокруг было зажжено много свечей, благовоний, по всей комнате разбросаны расшитые подушечки. А потом... можно сказать, что она меня изнасиловала". После чего Стрейзанд торжественно объявила Джону, что отныне он является ее... личным парикмахером и должен переехать жить к ней. Джон был женат на актрисе Лесли Энн Уоррен. Барбра названивала ей по десять раз на дню, рассказывая, что ждет от Джона ребенка. В итоге Питерс сдался.

Целых восемь лет Стрейзанд держала его "на коротком поводке", не позволяя даже смотреть на других женщин. За это время из парикмахеров Питерс "вырос" в кинопродюсера и на этом поприще даже достиг больших успехов... А потом Барбра его бросила - в ее жизни появился человек, которого не нужно было удерживать: канадский премьер-министр Пьер Трюдо мечтал только о том, чтобы Барбра позволила ему быть рядом с ней. Этот серьезный человек был влюблен как мальчишка и, конечно, хотел жениться. Стрейзанд уже заказала элегантные платья для великосветских дипломатических приемов (супруге премьера не следует одеваться слишком экстравагантно), но... В последний момент она почему-то засомневалась в искренности чувств Пьера. "Никогда не выйду замуж! - заявила она тогда. - Мужчины - ничтожные обманщики! Женщины нужны им только ради тщеславия. А раз так - они просто не заслуживают ничего, кроме потребительского отношения". И Барбра начала "потреблять"... Ричард Баскин - наследник империи мороженого "Баскин и Роббинс", телеведущий Питер Дженнингсон, актеры Ричард Гир, Джон Войт и Дон Джонсон. Они сменяли друг друга в ее постели, но не в ее сердце... Очередной возлюбленный, красавчик Андре Агасси (он младше Барбры на целых 28 лет), вспоминает: "Она обращалась со мной как с мальчиком по вызову, а когда я ей надоел, просто указала на дверь... Но... Она самая потрясающая женщина из всех, кого я знал". "Вы говорите, что я некрасива?! - торжествовала Стрейзанд. - А вы посмотрите, какие мужчины были рядом со мной!" Репутация самой экстравагантной и самой сексуально раскрепощенной женщины Голливуда очень льстила ей, вчерашней никому не нужной дурнушке... Таким образом она мстила жизни, но и жизнь в конце концов отомстила ей...

Событие, заставившее Барбру призадуматься о том, так ли уж хороша сексуальная раскрепощенность, произошло в 1996 году. Ее сын, с которым она виделась лишь изредка и о котором очень мало что знала, прислал ей приглашение на свадьбу. Барбра много раз перечитывала пригласительную открытку, но никак не могла взять в толк, что же это значит? Ведь там было черным по белому написано, что такого-то числа Джейсон Гулд и Дэвид Найт вступят в брак. "Найт? Знакомая фамилия, - растерянно думала Барбра. - Но дело не в фамилии, а в имени. Дэвид?! Может, это опечатка?" И тут ее наконец осенило: "Ну конечно! Дэвид Найт - спортсмен и манекенщик, рекламирующий нижнее белье. Известный борец за права гомосексуалистов! Так значит..." Барбра, конечно, всегда была не прочь эпатировать публику, но всему же есть пределы! Ее родной сын, и вдруг такое... "Я его упустила! - казнила себя Барбра. - Это я виновата во всем. Если бы я вовремя вспомнила, что у меня есть сын, с ним бы такого не случилось". На свадьбу к Джейсону она, конечно, не пошла. Как-либо комментировать это событие тоже отказалась. А главное, 54-летняя Барбра напрочь утратила вкус к собственным любовным авантюрам. Через два года она просто и скромно вышла замуж за 57-летнего актера и режиссера Джеймса Бролина, который безуспешно делал ей предложение за предложением целых два года... 1 июля 1998 года их обвенчали по всем правилам. Среди гостей были в основном родственники молодоженов...

Теперь Барбра ведет себя как самая примерная жена. Она сама готовит мужу обеды, а по вечерам сидит с ним перед телевизором. И, конечно, она не позволяет себе даже самого легкого флирта на стороне.

Сегодня Барбаре Стрейзанд семьдесят, и снимается она нечасто. Тем более – в главных ролях. Неудивительно, что фильм Энн Флетчер “Проклятие моей матери” с участием легендарной кинозвезды стал событием для ее поклонников.

Говорят, что согласиться на роль Джойс Брюстер в фильме “Проклятие моей матери” вас уговорил ваш сын?

Его мнение было для меня очень важно. Когда я принесла домой сценарий Дэна Фогельмана «Проклятие моей матери», то мой сын Джейсон отлеживался после операции. Я села рядом с ним и стала читать вслух. В результате он сказал мне, что я должна сыграть в этом фильме, а я очень доверяю его мнению и вкусу. В общем, можно считать, что это мой сын уговорил меня.

Как и у вашей героини Джойс, у вас есть сын. Вы отождествляли себя с ней?

Да, конечно. Чувство вины по отношению к своему ребенку мне хорошо знакомо. Я очень много работала и чувствовала себя виноватой от того, что не могу забирать сына из школы каждый день или и печь ему его любимое печенье. Дети понимают, что родители винят себя за то, что не могут дать им всего, что необходимо, и порой начинают бунтовать. А родители пытаются компенсировать свое отсутствие в жизни детей – каждый по-своему. Мне было интересно вернуться в прошлое и подумать о своих отношениях с сыном. А также выпустить пары вместе с Джойс, которая однажды не побоялась сказать своему сыну: «Ты не уважаешь меня. Ты поворачиваешься ко мне спиной, когда я обращаюсь к тебе, и ты не ценишь моих советов!» Дэн Фогельман написал прекрасный сценарий, и я решила тряхнуть стариной, согласившись на главную роль в фильме.

Чтобы вам хотелось, чтобы зрители почерпнули из этого фильма?

Мне хотелось напомнить им, что старость – не конец жизни. И что не надо отдаляться от своих детей.

А какие сцены вам легче даются – серьезные или смешные?

Для меня это не имеет значения. Чтобы зрители вам поверили, надо самому быть честным по отношению к ним. Если вы говорите что-то забавное, но правдивое, то, значит, зрители вам поверят. Так же обстоит дело и с печальным. По-моему, неважно, что вы играете – драму или комедию – если вы верите в то, что делаете.

Вы умеете петь, играть, сочинять музыку, писать и ставить фильмы. А чего вы не умеете?

Я не умею готовить – я даже не знаю, как сварить кофе. Но я брала уроки кулинарии и теперь могу приготовить шоколадное суфле. Но спросите меня, хочу ли я его готовить? Нет, не хочу – пусть лучше кто-нибудь другой сделает шоколадное суфле, и я его съем. Я обнаружила, что когда я готовлю, мне совсем не хочется есть то, что у меня получилось. И я не испытываю никакой радости от процесса приготовления пищи. И убирать после этого я тоже не люблю.

Вы сделали потрясающую карьеру – в чем секрет вашего успеха?

Я не так уж часто снимаюсь в кино или выступаю на сцене. В общем, не мозолю глаза зрителям. Мой девиз: «Лучше меньше, да лучше». И я не выставляю напоказ свою личную жизнь, что помогает мне держать дистанцию со зрителями.

А в чем секрет вашей красоты?

Если бы вы только знали, как я сомневаюсь в себе! Но, если честно, то во мне очень много детского, и, возможно, это как-то отражается на моем лице.