Общественно-политический журнал

 

Чем нам грозит перегрев азиатской экономики

Ценовые войны с нефтью — это не единственная проблема, которая грозит миру. Возможно, гораздо хуже будут ценовые войны азиатских стран, вызывающие всеобщую дефляцию, экономическую депрессию и долгие годы снижения уровня жизни.

Те процессы, которые породили в начале XX века Великую Депрессию и которые распространились на многие страны Европы, теперь грозят азиатским развивающимся экономикам.

Китай строит заводы и наращивает производственные мощности потому, что по-другому попросту не может. Люди прибывают из деревень в города на заработки, а если они не будут находить себе работу, то это рискует вылиться в народные волнения.

О важности не допустить резкого торможения китайской экономики в 2008/09 говорили тогдашние лидеры страны и заливали экономику стимулами. Но эти стимулы взвинтили цены на жильё и вызвали нежелательный перегрев в одних отраслях, так и не дойдя до других. Сейчас китайские лидеры стремятся максимально долго избегать стимулов, чтобы не повторить ошибок недавнего прошлого.

Но тогда, чтобы поддержать занятость в стране, придётся бороться за рынок сбыта. Здесь со времён Великой Депрессии методы не сильно изменились. Это снижение курса валюты, повышающее конкурентоспособность товаров на международном рынке и дефляция цен на товары за счёт модернизации и оптимизации процесса. Также немаловажным в борьбе за рынки является использование эффекта масштаба — чем больше продаёшь товаров, тем дешевле обходится разработка и производство новых.

И вся Азия сейчас активно включается в борьбу за сбыт. Китайцы стремятся пока не вызывать гнев на своих основных рынках сбыта, позволяя юаню прибавлять в цене за счёт тесной связи с растущим долларом, но это лишь до тех пор, пока внутренний рынок демонстрирует спрос, позволяющий покрыть увеличение предложения.

Однако посмотрите на другие страны. Таиланд, Индия, Малайзия — все они тоже не хотят жить бедно и стремятся привлечь крупные Западные компании к себе. В плане стоимости рабочей силы у них есть преимущество перед Китаем. Они могут отставать в технологичности, но это решаемый вопрос, так как новые заводы строятся под руководством японцев и немцев, владеющих самыми современными ноу-хау. Они быстро догонят Китай и будут продавать ему дешёвую одежду и другие несложные товары. А вскоре конкурировать придётся и на уровне электроники.

Если вы считаете это отдалённой перспективой, обратите внимание на динамику цен различных товарных групп. Дефляция цен на электронику, стагнация в одежде и обуви. Что тут можно сказать о ценах, если даже стоимость продуктов питания падает? На треть дешевле стала стоить молочная продукция, очевидны многолетние минимумы в ценах на зерно и другие культуры ( тут я говорю о мировых ценах на продукты, в России цены пока не растут только на электронику, есть небольшой прирост на одежду и обувь и опережают общий индекс цен продукты питания).

Не стоит забывать, что Латинская/Южная Америки также могут включиться в эту борьбу, так как аналогичным образом будут бороться за рынки сбыта. Но думать, что подобная борьба является благом для покупателя, неверно. Ранее мир на долгие годы погрузился в депрессию, безработицу и вынужден был переживать снижение уровня жизни.

Стремление снизить курс собственной валюты, чтобы помочь экспортёрам, в итоге выливается в политику разорения соседа, на которую «соседи» отвечают тем же. То есть падение курса одной валюты лишь недолгое время является конкурентным преимуществом для страны — лишь до момента, когда сосед ответит тем же.

Другая фаза — введение ограничительных барьеров на ввоз иностранной продукции. Но это путь в никуда. Если есть сомнения — спросите у русских. Будете ссылаться на «другой» азиатский менталитет — вспомните, лучше ли было в закрытом Китае до реформ 1990-х и как сейчас в Северной Корее. Вся искусственно поддерживаемая конкурентоспособность приводит лишь к ухудшению качества продукции и снижению уровня жизни работников.

Ситуация была бы лучше, если бы цены на сырьё оставались высокими. Но и тут совершенствование методов получения и добычи энергии в сочетании с общим азиатским замедлением играют в сторону ухудшения ситуации. Арабы снижают отпускные цены на нефть повсеместно. При этом стоимость железной руды также находится под давлением, опустившись более чем на 30% с начала года.
Производители в Азии непременно воспользуются снижением цен «на входе», чтобы максимально побороться за долю рынка, поступившись отпускными ценами.

Важно также понимать, что Азиатские страны перестают быть просто фабрикой, где производятся бренды, продающиеся потом в американских и европейских магазинах. Теперь они сами создают свои бренды и сами их распространяют. Уходит лишняя прослойка, что также позволяет снизить стоимость товара. И это уже не только простая одежда и игрушки, но и такие высокотехнологичные изделия, как автомобили или компьютеры и телефоны. Можно даже получить товар без указания какого-либо бренда. Так ещё дешевле. Если нам с вами не всё равно, какой марки у нас телефон, то 2.5 млрд. жителей Индии и Китая не могут себе позволить платить за бренд. Это благодаря им планшетные компьютеры имеют минимальную среди подобной техники маржу, а рынок персональных компьютеров снижается в объёме.

Так что в азиатских странах есть кому бороться за потребителей, осталось только понять, хватит ли компаниям и чиновникам этих стран знания истории столетней давности и проницательности, чтобы действовать максимально осмотрительно и осторожно.

Но даже в этом случае следует присматриваться к тому, какой метод будет избран для преодоления текущих проблем. Многие наблюдатели склоняются к мысли, что только война на территории Европы смогла сделать Америку супердержавой, обеспечив её заводы и фабрики обильными заказами, а банковский сектор — кредитами.

Вряд ли нам с вами подобный вариант решения покажется хорошим выходом.

Александр Купцикевич