Общественно-политический журнал

 

Российская экономика обречена

Российский Центральный банк на своем внеочередном заседании поднял процентные ставки с 10,5 до 17%, пытаясь остановить дальнейшее падение рубля, который за год опустился на 50% по отношению к доллару. Это отчаянный шаг в попытке спасти российскую валюту, и жертвой здесь становится экономика страны. Так что даже если это сработает, ситуация в России все равно серьезно ухудшится.

Это — классический пример кризиса на формирующемся рынке. Не будет большим упрощением сказать, что у России по сути нет экономики, а есть экспортный нефтяной бизнес, который субсидирует все остальное. Вот почему сочетание таких обстоятельств, как увеличение предложения со стороны США и уменьшение спроса со стороны Европы, Китая и Японии, ударило по ней особенно больно. Удешевление нефти означает, что у российских компаний меньше долларов для перевода в рубли и, соответственно, спрос на рубли понижается, а вместе с этим понижается и курс. Конечно, свою роль сыграли и западные санкции, введенные из-за вторжения России на Украину, из-за которых в России образовался долларовый дефицит.

Сложите все это воедино и посмотрите, как за прошлый месяц рубль понизился по отношению к доллару где-то на 22%, а лишь за понедельник его падение составило 11%. Курс рубля упал даже больше, чем курс украинской гривны или цена марки Brent за этот год. Единственный актив (я говорю это в шутку), который показал худшие результаты, чем рубль с его 50-процентным падением, это биткойн, являющийся поддельной валютой, хотя техноутописты настаивают, что это наше будущее — согласия на которое мы не давали.

А ситуация будет только ухудшаться. Видите ли, Россия попалась в экономическую уловку-22. Ее экономике нужны более низкие учетные ставки, чтобы обеспечивать рост, но ее компаниям нужны более высокие ставки, чтобы подталкивать рубль вверх, и чтобы все взятые ими в кредит доллары стоили не так дорого. Итак, говоря биологическим языком, их поимели, что бы они ни делали. Если бы ставки оставались низкими, рубль продолжил бы свое падение, инфляция бы усилилась, а крупные корпорации оказались бы несостоятельными. Но по крайней мере, рост замедлялся бы не так быстро.

Вместо этого Россия выбрала финансовый шок и трепет, одним махом повысив ставки с 10,5 до 17%. Такие высокие ставки отправят агонизирующую российскую экономику в глубокую рецессию: Центробанк России уже дает прогноз о 4,5-4,7-процентном сокращении, если цена нефти останется на уровне 60 долларов за баррель. Но такие ставки могут оказаться недостаточными, чтобы удержать рубль от свободного падения. Посмотрим. Если не удержат, России придется прибегнуть к мерам контроля над движением капитала, чтобы поддержать стоимость рубля, а также обратиться за помощью в МВФ.

Путинская Россия, как и СССР до нее, сильна только до тех пор, пока высока цена на нефть. В 1970-х годах мы допустили ошибку, подумав, что вторжение СССР в Афганистан стало для нас проигрышем в холодной войне, хотя в действительности они получили свой собственный Вьетнам и могли накормить народ только тогда, когда нефтяные цены были на заоблачной высоте. Но экономический мираж СССР стал понятен всем, и не в последнюю очередь, советскому народу, который был вынужден рыскать по пустым магазинам, когда в 1980-е годы цены на нефть упали до минимума. Эта история повторяется сегодня, но только без марксизма-ленинизма. Путин мог себе позволить вторжение в Грузию и на Украину, когда цены на нефть были комфортно трехзначными. Но когда они упали наполовину, ситуация изменилась. Теперь Россия не может себе позволить ничего.

Путин играет в шахматы, а мы играем в шашки. Да и играть он может только в том случае, если мы одолжим ему денег на доску и на фигуры.

 
   Обменный пункт, Москва, 90-е годы

***

Газета Die Welt в своем онлайн-издании предсказывает, что и повышение учетной ставки до 17 процентов, которое она называет "паническим", не сможет переломить ситуацию. При этом газета ссылается на мнения международных финансовых экспертов.

Газета указывает, что на частных счетах российских граждан хранится, по оценкам экспертов, около 1,5 триллиона рублей. Если граждане в панике начнут их конвертировать, это резко снизит валютные запасы России. Далее газета приводит следующее высказывание аналитика глобального инвестиционного банка JP Morgan Джорджа Кристоу: "Резкое повышение учетной ставки может слегка притормозить долларизацию частных счетов. Но повышение ставок ничего не дает, если многим концернам просто нужны доллары чтобы обслуживать долги в твердой валюте".

Запоздалым считает решение российского Центробанка и аналитик банковской группы Standard Bank Тим Эш. "Российский Центробанк утратил остатки доверия. Если бы он на прошлой неделе более решительно повысил ставки, то не понадобилось бы и экстренное ночное заседание. Рынки давно уже успокоились бы", - цитирует газета Die Welt экономиста.

Далее издание указывает, что у российского руководства осталось одно отчаянное средство: ввести государственный контроль над валютной выручкой. Но главный экономист независимой аналитической компании Capital Economics Нил Ширинг считает, что и это не поможет. "Жесткий контроль над обращением капитала - крайняя мера. Дело в том, что такие меры лишат Россию последних остатков доверия на рынках", - указывает Нил Ширинг. Примером может послужить Венесуэла. Там подобные меры привели к расцвету нелегального валютного рынка. Сейчас рынки оценивают вероятность государственного банкротства Венесуэлы в 94 процента.

Источник

***

Счета за бездарную экономическую политику будут оплачивать простые россияне

При внимательном анализе ситуации становится ясно: обвал российской экономики - это, в первую очередь, следствие нерадивой политики Кремля. Годами уже экономисты говорят о фатальной зависимости российской экономики и госбюджета от продажи нефти и газа. Путин раз за разом обещал изменить ситуацию. Еще больше разглагольствовал о модернизации, приватизации и диверсификации его зицпредседатель Дмитрий Медведев. Но дальше рассуждений дело не пошло. Напротив, если в 2006 году госсектор составлял треть экономики, то сегодня это уже половина.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина призывает россиян приспособиться к новым условиям: опираться на местные источники финансирования и заняться импортозамещением. При этом именно она лучше других понимает, что это невозможно.

Такая огромная страна, как Россия, в 21 веке глубоко интегрирована в глобальные экономические структуры, даже если это и не нравится политикам. Невозможно опереться на собственные банки, если даже такой гигант, как "Сбербанк" зависит от рефинансирования на Западе. Без глобализации вся российская финансовая система оказывается на мели.

Именно поэтому так опасно, что российский рынок из-за мании величия Путина утратил кредит доверия. Инвесторы считают, что в этой великой державе с ее произвольным толкованием правовых норм их деньги в опасности. Поэтому капитал бежит, а рубль катится в пропасть. Можно ожидать, что "черный вторник" - это еще не самое худшее.

За многие годы руководство России так и не сумело создать эффективную индустриальную структуру, которая могла бы обеспечивать рабочие места и предлагать товары, конкурентоспособные и на мировом рынке. Россия мало что сама производит, поэтому она так зависима от импорта. Даже продукты питания великая аграрная держава вынуждена завозить. Чем дешевле рубль, тем дороже будут продукты потребления. Жди галопирующей инфляции. В результате оплачивать счета за бездарную экономическую политику будут простые россияне. Сказать "спасибо" они могут Путину .

Флориан Виллерсхаузен