Общественно-политический журнал

 

Как тонущая экономика России может спровоцировать волнения в соседних странах

У экономического спада в России есть оборотная сторона, потенциально имеющая важные последствия для неустойчивой внутриполитической ситуации, пишет Foreign Policy. По данным ФМС, с первой недели января количество трудовых мигрантов, въезжающих в Россию, уменьшилось на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это может стать подарком для громогласного, ксенофобского, периодически прибегающего к насилию националистического движения в России.

В России по меньшей мере 11 млн мигрантов, в основном из бывших советских республик – Молдавии, Украины, Узбекистана и Таджикистана. Год от года численность мигрантов в России росла, что провоцировало стычки между российскими этническими славянами и новоприбывшими, преимущественно выходцами из Средней Азии.

И все же мигранты стремились в Россию, где экономические перспективы были намного лучше, чем у них на родине. Экономики среднеазиатских стран стали сильно зависимы от денежных переводов своих граждан, работающих за границей. Переводы составляют 42% ВВП Таджикистана и 32% ВВП Киргизии.

После обвала рубля в 2014 году эти переводы обесценились почти наполовину. Многие мигранты остаются на родине и не едут в Россию.

Причиной притока трудовых мигрантов и его последующего снижения является российский строительный бум, финансируемый нефтяными доходами 2000-х годов. Миллионы трудовых мигрантов из Средней Азии и других бывших советских сателлитов и республик устремились в страну, нуждающуюся в массовой, хотя и низко оплачиваемой, рабочей силе. В 2012 году ФМС России заявила, что страна нуждается в иммигрантах для предотвращения дефицита рабочей силы из-за сокращения численности населения страны.

По мнению экспертов, со своей стороны автократические и экономически неполноценные правительства стран Средней Азии стремились к тому, чтобы рабочие уезжали за границу, рассматривая миграцию рабочей силы как разновидность социального "предохранительного клапана", который давал возможность отложить экономический застой и предотвратить политическую нестабильность.

Правительство России в целом допускало как легальных, так  и незарегистрированных работников-мигрантов, но оно начало "завинчивать гайки", когда во многих регионах страны усилилась ксенофобия. В последние полгода были введены новые ограничения для легальных мигрантов, такие, как обязательные экзамены по русскому языку и истории, которые вступили в силу с 1 января.

В ситуации, когда многие граждане не едут на заработки за границу, в Средней Азии возможен всплеск политической нестабильности. Это можно видеть на примере Киргизии.

После экономического кризиса 2008 года и сильного падения цены на нефть в России заглох строительный бум, и потерявшие работу мигранты, в основном мужчины, вернулись в Киргизию. Недовольные отсутствием экономических возможностей, они при содействии беспринципных политиков начали кампанию уличных протестов и в апреле 2010-го свергли коррумпированное правительство Бакиева.

Теперь новое поколение безработных рабочих возвращается в страны Средней Азии, где царят коррупция и экономический застой. Если по соседству с Россией начнут падать правительства, у России будут серьезные причины для беспокойства.

Источник