Общественно-политический журнал

 

«Послание Циммермана» из Кремля

Натан Смит (Nathan Smith), называющий себя «министром иностранных дел» Националистического движения Техаса (НДТ), появился прошлой весной на сборище крайне правых в российском Санкт-Петербурге. Несмотря на свою ковбойскую шляпу, Смит на конференции особо не выделялся, поскольку там доминировали фашисты и неонацисты, ругавшие Запад за его упадничество. Но по крайней мере одна российская газета под названием «Взгляд», задавшая американцу несколько вопросов, отметила, что Националистическое движение Техаса вряд ли можно называть маргинальной организацией, и весьма произвольно процитировала Смита, который говорил об отличных перспективах частичного отделения от США. Смит заявил, что его организацию поддерживают более 250 тысяч человек, в том числе все техасцы, которые в настоящее время служат в американской армии. Все они «идентифицируют себя в первую очередь как техасцы», но вынужденно остаются американцами. Соединенные Штаты, добавил Смит, «это не демократия, а диктатура». Прославленные кремлевские армии троллей подхватили это интервью и разнесли его по всей сети. Десятки ботов мгновенно сообщили о «свободном Техасе».

Для русских это стало моментом восхитительного возмездия. После распада Советского Союза двадцать лет тому назад многие россияне во всех своих бедах и лишениях обвиняют Соединенные Штаты. Открытое недовольство причастностью США к утрате Россией своей национальной мощи это одна из причин большой популярности Путина. Это недовольство только усилилось, когда Соединенные Штаты возглавили международные усилия по изоляции Москвы и введению против нее санкций за аннексию Крыма и вторжение на восток Украины. Таким образом, за последние 15 месяцев совершенно неожиданно и весьма странным образом усилился интерес россиян к американскому юго-западу, и прежде всего к Техасу, где сепаратистские настроения не умирали полностью никогда (предшественница НДТ «Республика Техас» самораспустилась, когда боевики сепаратистов в 1997 году захватили заложников). Вспомнив судьбу Советского Союза, многие голоса в России заговорили о распаде Америки и о неактуальности девиза «E Pluribus Unum» («Из многих — единое»).

Техас — не единственный регион, чье отделение после захвата Крыма поддерживает Россия. Венеция, Шотландия, Каталония — российские средства массовой информации горячо поддерживают отделение этих западных областей. (Конечно, московское заклинание «свобода для тебя, но не для меня» означает, что вы вряд ли найдете хоть одного российского руководителя, ратующего за независимость Сибири, татар или чеченцев.) «Поскольку в российской повестке стоит дестабилизация Запада, она может попытаться наладить контакты и с американскими сепаратистами», — сказал мне Антон Шеховцов, изучающий связи Москвы с крайне правыми движениями Европы. Россия хочет «углубить социальные разногласия в американском обществе, дестабилизировать внутриполитическую жизнь». И некоторые техасцы вместо того, чтобы бежать подальше от такой авторитарной поддержки, отвечают взаимностью.

В политическом плане здесь нет ничего нового. Около ста лет назад британские дешифровщики представили американскому послу расшифровку телеграммы, получившей название «послание Циммермана». Она помогла уговорить упорствующую Америку вступить в Первую мировую войну. Что вполне понятно: в расшифрованной телеграмме немецкий министр иностранных дел Артур Циммерман (Arthur Zimmermann) ставит в известность мексиканское правительство о том, что если США вступят в войну, Германия «окажет общую финансовую поддержку с пониманием того, что Мексика отвоюет утраченные территории Нью-Мексико, Техас и Аризона». Обещание президента Вудро Вильсона не вступать в войну испарилось буквально за ночь.

Несколько месяцев тому назад российский государственный деятель выдал нечто родственное телеграмме Циммермана, адресовав свое послание напрямую американскому правительству, которое снова нерешительно заговорило о военной интервенции на европейском театре. Спикер парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов предупредил, что если США увеличат поставки оружия Киеву, «мы начнем поставки новейших вооружений Мексике» и «возобновим дебаты о правовом статусе аннексированных США территорий, где сейчас находятся американские штаты Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада, Юта, Колорадо и часть Вайоминга». Что касается получателей этой военной помощи, то Абдурахманов сказал о неких неопределенных «партизанах». (Завершая свою монотонную речь, Абдурахманов по какой-то необъяснимой причине назвал Джо Байдена создателем нынешнего украинского правительства.)

Если бы комментарии Абдурахманова существовали в вакууме, над этим спектаклем можно было бы посмеяться, назвав его очередным доказательством того, что возбуждение в России убивает логику дискуссии. К сожалению, повода для смеха нет.

***

Непонятно, насколько далеко и высоко заходят эти пропагандистские усилия Кремля. Но вряд ли случайно то, что в декабре прошлого года, когда неудержимо падал курс рубля, российский президент Владимир Путин накинулся на Запад за якобы демонстрируемое им лицемерие. «Как только посадят [медведя] на цепь — вырвут и зубы, и когти, — прорычал президент. — Как только это произойдет — тайгу будут прибирать. Мы слышали от Запада неоднократно — несправедливо, что Сибирь с ее ресурсами принадлежит России. Несправедливо, как вам это нравится? А оттяпать от Мексики Техас — справедливо?» И неважно, что США никогда не «оттяпывали» Техас от Мексики. Неважно, что такое присоединение происходило в 19-м веке под эгидой экспансии империи. По мнению Путина, параллели слишком хороши, чтобы не сказать о них.

Естественно, российские государственные СМИ подхватили сравнение Крыма с Техасом и понеслись во всю прыть. Как сообщил канал Sputnik, у крымского «референдума», проведенного под дулами автоматов, был исторический прецедент в Техасе. «Если признать нынешний статус Техаса, несмотря на неоднозначную историю его происхождения, то в таком случае необходимо признать и будущий статус Крыма», — сообщил канал. Опять же, если не обращать внимание на то, что земельные захваты и насильственные аннексии это реалии викторианской эпохи, а не пост-модернистского международного порядка, то конечно, эта блеклая параллель может появиться — но только в том случае, если не обращать внимание на 170 лет совершенствования искусства государственного управления.

Конечно, поддержка дезинтеграции североамериканского континента это отнюдь не официальная политика. «Это просто очередная пробная попытка посеять раздор, — сказал мне профессор Нью-Йоркского университета и известный специалист по России Марк Галеотти (Mark Galeotti). — Здесь нет повода для серьезной обеспокоенности». Тем не менее, сам факт, что такие заявления делают не какие-то там российские маргиналы, а высокопоставленные руководители, вписывается в общую и довольно мрачную картину. «Это показательно для сегодняшней российской тактики в информационной войне, — продолжил Галеотти. — Она в меньшей степени позитивна, в смысле ожидания каких-то конкретных событий, и в большей негативна как попытка распространения разногласий, неопределенности и хаоса, с целью лишить Запад в целом и США в частности любой возможности разрабатывать и проводить прочную и единую политику против Москвы».

Причины, по которым Техас оказался в центре лицемерной российской риторики на тему изменения границ, вполне понятны, и здесь нет никакой неожиданности. В фантастическом ландшафте сепаратистских движений США Техас занимает первое место. Аляска и республика Каскадия по своим организационным возможностям даже близко не стоят с движением за независимость Техаса. Только в Техасе проводятся митинги движения за независимость, которые разгоняют федеральные власти. Смит прав в одном. Техас это тот штат, где едва ли не большинство населения в возрасте от 18 до 29 лет идентифицируют себя в первую очередь как техасцы, а уже потом как американцы. Техас, по мнению этих русских ораторов, вполне логично станет первым штатом, который восстановит утраченную независимость. Что-то типа Прибалтики, но только с болотами и дельтами рек.

Связи Смита с Россией это не единственное, что заслуживает внимания. Техасец Престон Уигингтон (Preston Wiginton), являющийся надменным расистом и стойким сторонником белых националистических движений, жил в Москве и наладил там обширные связи. По данным американской правозащитной организации Southern Poverty Law Center, Уигингтон сформировал прочные отношения с крайне правыми российскими силами. Он написал: «Россия это единственная страна, которая понимает расовую священную войну». Среди самых заметных неофашистов, с которыми Уигингтон наладил связи, есть не кто иной, как шарлатанствующий политический теоретик Александр Дугин, которого издание Foreign Affairs назвало «мозгом Путина». Дугин, против которого США ввели санкции, больше всего известен тем, что недавно призвал к «геноциду» против украинцев. Но это не остановило Уигингтона, который несколько недель назад организовал лекцию в Техасском университете A&M. Несмотря на петицию с призывом отменить мероприятие, Уигингтон набрал готовую его слушать аудиторию, и лекция состоялась. Там была дугинская презентация под названием «Американский либерализм должен быть уничтожен».

А еще есть парень, который называет себя «Техас». Это его позывной. Этот 50-летний мужчина с остекленевшим взором и длинными волосами сотрудничает с сепаратистами на Украине. Очевидно, он единственный американец, сражающийся плечом к плечу с любимыми сынами Москвы. В серии клипов на YouTube «Техасец» представляет факты сомнительной истинности, выступает с путаными заявлениями и говорит о своих мотивах, которые вызывают сомнение. Этот «искатель правды об 11 сентября» утверждает, что в США действует фашистское правительство, возглавляемое «обезьяной» — ни больше, ни меньше. «Техас» быстро превратился в орудие пропаганды сепаратистов, и пообещал начать борьбу в США. По словам лидера сепаратистов Александра Захарченко, «Техаса» несомненно воспитала «хорошая мать».

***

Все это довольно расплывчато: люди, события, интриги с призывами вооружать мексиканских партизан, требования свергнуть фашистское правительство. «Если бы техасские сепаратисты не вели себя так шумно и не заигрывали с Москвой, они бы вряд ли получили такую известность, — говорит Галеотти. — Это просто очередной пример того, как можно использовать „полезных идиотов“, если вспомнить ленинскую фразу, которые сами себя предлагают». Тем не менее, с учетом того, что Россия оказывает некую поддержку группировкам, настроенным на раскол Европейского Союза, стремление помочь тем, кто желает расколоть США, является логичным продолжением такой политики.

Путинские намеки на государственность Техаса указывают на одну теорию, которая бытует в определенных научных кругах России последние несколько лет, и возникла еще до посягательств на суверенитет и государственность Украины в связи с захватом Крыма. Продвигает эту теорию в основном бывший агент КГБ Игорь Панарин, ныне возглавляющий Дипломатическую академию российского МИДа (так в тексте — прим. пер.) Данная теория гласит, что расколотые США полностью распадутся, подобно Советскому Союзу, и соседние страны приберут обособившиеся штаты к своим рукам. (Кстати, Россия вернет себе Аляску.) И кто же пойдет во главе этой сепаратистской атаки? Техас.

Эта теория спустя столетие после предложения Циммермана просачивается в российскую риторику, как официальную так и нет. Поэтому можно рассчитывать на то, что когда федералы разгонят очередную встречу техасских сепаратистов, как это было в восточном Техасе в феврале месяце, голоса из России начнут озвучивать призывы к оружию. Мексика вряд ли вернет утраченные территории, свой мифический Ацтлан. Да и Аляска в состав России тоже вряд ли возвратится. Но если верить почтенному рупору Кремля газете «Правда», такие действия могут привести лишь к одному логическому выводу: «Эти события могут послужить сигналом для начала распада США».

Они могут только надеяться на это.

Casey Michel