Общественно-политический журнал

 

Итоги событий на Генассамблее ООН - прояснение позиций и никакого результата

В понедельник президент США Барак Обама и президент РФ Владимир Путин вступили на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в заочную полемику о том, как положить конец продолжающемуся четыре года конфликту в Сирии.

Обама сделал ряд критических замечаний о политике Москвы, не называя конкретно Путина и подвергнув критике мировые державы, пытающиеся «самоутвердиться, предпринимая действия, являющиеся нарушением норм международного права».

«Они выступают за возврат к правилам, которые применялись на протяжении большей части истории человечества, еще до создания этого учреждения, веря в то, что власть – это «игра с нулевым результатом», что прав тот, кто сильнее, что сильные государства должны навязывать свою волю более слабым», – подчеркнул президент США в начале выступления.

Президент Обама подверг критике Россию в связи с аннексией Крымского полуострова и вмешательством в конфликт на востоке Украины, в котором Москва выступает на стороне сепаратистов. По словам Обамы, западные санкции против Москвы были необходимы, поскольку ни одна страна не могла допустить, чтобы аннексия Крыма осталась безнаказанной.

«Если это останется без последствий в Украине, то это может случиться с любой из стран, собравшихся здесь сегодня», – предупредил Обама.

Выступая в ООН, Обама заявил, что, когда мировые лидеры доверяют своему народу и открывают дорогу демократии, то это является проявлением «не слабости, а силы».

«История показывает, что государства, игнорирующие собственный народ, рано или поздно ожидает крах», – заявил он.

В преддверии личной встречи двух лидеров президент Обама заявил, что после столь затяжного кровопролития Сирия не сможет вернуться к положению дел, существовавшему до войны. Он призвал осуществить в стране «управляемый переход» и отстранить от власти президента Башара Асада.

Барак Обама подчеркнул, что проблема Сирии не имеет «простых решений», призвав, однако, обратиться к дипломатическим методам, чтобы достичь соглашения, которое позволит сирийскому народу жить в мире. Он осудил Асада, назвав его лидером, «который сбрасывает бочковые бомбы на собственный народ», что представляет собой удар по всему человечеству.

«Катастрофы, подобные сирийской, не происходят в странах, где есть "подлинная демократия"», – отметил президент США.

Американский лидер призвал мировое сообщество от войн и конфликтов, используя дипломатические усилия для разрешения конфликтов во всем мире.

«Если мы не сможем сотрудничать, то мы все почувствуем на себе последствия этого. Все мы будем сильнее, если будем работать сообща», – подчеркнул президент.

При этом Обама высказался в поддержку военных усилий США в рамках кампании против «Исламского государства» в Сирии и Ираке, заявив, что у «Исламского государства» никогда не будет «прибежища» в этих странах.

Путин, впервые за десять лет выступивший с речью в ООН, сказал, что было бы «огромной ошибкой» не сотрудничать с правительством Асада в борьбе с боевиками «Исламского государства», пытающимися свергнуть сирийского лидера. Он предложил создать «по-настоящему широкую» международную коалицию для борьбы с боевиками ИГИЛ, подобную антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны.

Путин умолчал или не желает понимать о том факте, что США и их союзники воевали не только против фашизма, но и за демократию.

Критике со стороны Владимира Путина подверглось также «блоковое мышление» западных стран. Расширение НАТО и навязывание постсоветским странам «ложного выбора» между Западом и Востоком не избежно должно было обернуться «серьезным геополитическим кризисом», которым, по мнению Путина, стала «гражданская война» в Украине:

Блоковое мышление времен Холодной войны и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют. Сначала продолжили линию на расширение НАТО, спрашивается: ради чего, если Варшавский блок прекратил свое существование, Советский Союз распался? А, тем не менее, НАТО не только остается, оно еще и расширяется, также как его военная инфраструктура. Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором: быть им с Западом или с Востоком. Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом.

Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге, началась гражданская война. Мы убеждены: остановить кровопролитие, найти выход из тупика, можно только при полном добросовестном исполнении минских соглашений от 12 февраля текущего года. Угрозой, силой оружия целостность Украины не обеспечить, а нужно это сделать. Нужен реальный учет интересов и прав людей в Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено Минскими договоренностями, ключевых элементов политического устройства государства. В этом залог того, что Украина будет развиваться как цивилизованное государство, как важнейшее связующее звено в строительстве общего пространства безопасности и экономического сотрудничества, как в Европе, так и в Евразии

Впрочем, эта демагогия Путина уже мало на кого действует и его ложные утверждения давно перестали разбирать по пунктам.

Обама и Путин: встреча лицом к лицу

Вечером в понедельник в Нью-Йорке, на полях Генеральной Ассамблеи ООН, прошла встреча президента США Барака Обамы и президента РФ Владимира Путина. Встреча началась с краткого рукопожатия для камер - без улыбок. Владимир Путин и Барак Обама почти не глядели друг на друга, что является признаком разделяющей их антипатии. Затем они удалились на переговоры.

Беседа президентов США и РФ продолжалась около 90 минут. Как сообщается, первая половина этого времени была посвящена Украине, а вторая – Сирии.

По окончании встречи высокопоставленный представитель администрации США информировал о содержании беседы двух президентов, охарактеризовав состоявшуюся встречу как деловую.

«Президент вновь подтвердил нашу поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины», – сказал представитель администрации США. Он также отметил, что президент Обама указал на возможность претворить в жизнь Минские соглашения в течение ближайших нескольких месяцев.

При обсуждении ситуации в Сирии, стороны фундаментально разошлись в оценке роли, которую в разрешении гражданского конфликта в этой стране предстоит сыграть президенту Башару Асаду. Как констатировал представитель администрации США, если российская сторона видит в Асаде оплот противостояния экстремистам, то американская – подчеркивает, что Асад по-прежнему раздувает пламя конфликта между религиозными общинами.

«Я считаю, что русские, несомненно, осознают важность политического решения в Сирии и наличие процесса, ведущего к политическому решению, – сказал представитель администрации. – Различие между в том, каким должен быть результат этого процесса».

Он также отметил, что США не рассматривают военные приготовления, осуществляемые Россией в Сирии, как непременно деструктивные, с точки зрения позитивного разрешения кризиса. По его словам, отношение администрации к этому вопросу будет зависеть от дальнейших действий российской стороны. Если Россия будет использовать военную силу только против ИГИЛ, то это может быть приемлемо; если же эта сила будет использоваться для усиления борьбы режима Асада против собственного народа, то результат будет негативным, сказал представитель администрации США.

«Мы ясно представляем себе их цели. Их цели – борьба с ИГИЛ и поддержка правительства», – констатировал представитель администрации США, имея в виду позицию России.

По его словам, недавно поступившие сведения о создании совместного центра по обмену разведывательной информацией с Ираном, Ираком и Сирией содержат элемент преувеличения, поскольку Россия годами осуществляет обмен информацией с Ираном и Сирией, тогда как информация, которую Москва могла бы предоставить Ираку, не так уж велика в силу ограниченности возможностей Москвы в этой стране.

Президенты США и России Барак Обама и Владимир Путин договорились дать указания своим военным ведомствам провести переговоры, направленные на предотвращение конфликтных ситуаций в связи с возможными операциями в Сирии, сообщил представитель США.

Лидеры двух стран также согласились изучить возможности достижения политического урегулирования в Сирии, но их позиции по поводу будущей роли сирийского президента Башара Асада разошлись.

Российская версия этой встречи двух президентов звучит несколько иначе. Она сильно контрастирует с американской.

Американские СМИ сомневаются в перспективах сотрудничества двух стран

Американские СМИ скептически оценивают результаты встречи президента США Барака Обамы с его российским коллегой Владимиром Путиным, которая состоялась в понедельник в Нью-Йорке.

Пресса считает, что переговоры, а также выступления лидеров двух стран в ООН дали повод усомниться, что Москва и Вашингтон в ближайшем будущем пойдут на сотрудничество по таким серьезным международным проблемам, как конфликт в Сирии.

Газета New York Times в своей редакционной статье отмечает, что у двух мировых держав есть «глубокие разногласия, касающиеся природы сирийского кризиса, – разногласия, которые не дают особых надежд на урегулирование конфликта, унесшего жизни более 250 тысяч человек».

«Путин усилил потенциал правительства Башара Асада, но у него нет конкретной стратегии сдерживания сирийского конфликта, – продолжает газета. – У Обамы, который не создавал эту катастрофу, также нет ответа. Одними бомбардировками “Исламское государство” не победить, и попытки Америки создать доверенную силу, которая воевала бы на местах, провалились. Тем временем миллионы сирийцев были убиты, получили увечья или были вынуждены бежать в Европу».

Газета Wall Street Journal характеризует действия России и Ирана в Сирии, как часть стратегии по создании «арки влияния», которая простиралась бы из западного Афганистана через восточное Средиземноморье.

«Они стремятся уменьшить влияние США в регионе, пользуясь желанием Обамы уйти из него, – утверждает издание. – Их цель – изолировать союзников США в иракском Курдистане и Израиле и одновременно вынудить суннитских арабов смириться с шиитско-российским альянсом под угрозой внутренней смуты и, возможно, внешнего конфликта».

«Белый дом знает обо всем этом, но пока, кроме заявлений протеста, делает мало, – настаивает Wall Street Journal. – Путин ежедневно создает на местах ситуацию свершившегося факта, поставляя Сирию новую военно-воздушную технику и танки… Путин публично смеется над вялыми усилиями США собрать прозападную коалицию в противовес “Исламскому государству”».

«К сожалению, – пишет Washington Post, – у Обамы нет стратегии, которая поддерживала бы его видение проблемы или позволила бы противостоять Путину, сопровождающего свои заявления демонстрацией военной “жесткой силы” и интенсивным созданием альянсов в Сирии, Ираке и Иране».