Вы здесь
Выдающаяся диверсия против самих себя
Десять лет назад дела у "Газпрома" шли хорошо. У него были крупнейшие в мире запасы природного газа, а Москва вот-вот должна была на полгода возглавить "большую восьмерку". Лейтмотивом своего председательства она избрала "энергетическую безопасность". Казалось, "Газпром" находится в идеальном положении для того, чтобы представить себя надежной альтернативой ближневосточным поставщикам, пишет The Financial Times.
А потом он перекрыл газ Украине.
Спустя десять лет те события выглядят выдающейся диверсией против самих себя. Тем более после того, как "Газпром" в 2009 году вновь прибегнул к такому же шагу, что сказалось на поставках газа дальше в ЕС. Концерн сильно навредил своей репутации надежного партнера, которую пестовали с советских времен, и заставил Европу осознать, что энергоресурсы Россия использует как оружие.
Похоже, в Москве были уверены, что Запад станет винить в случившемся Киев, который отказывался соглашаться на значительное повышение цен. А Европа и США расценили это как месть за демократическую "оранжевую революцию", которая произошла на Украине в 2004 году. Впервые со времен холодной войны Россия поставила геополитику выше экономических интересов. Результат не заставил себя долго ждать: "если в 2008 году рыночная стоимость "Газпрома" достигала $365 млрд, то сегодня - около $38 млрд.
10.06.2008
Миллер считает, что "Газпром" станет крупнейшей в мире акционерной компанией в течение семи-восьми лет, к этому времени капитализация "Газпрома" достигнет триллиона долларов против 360 миллиардов в настоящее время.
По словам сотрудника московской консалтинговой фирмы Macro-Advisory Криса Уифера, "люди увидели, что "Газпром" ведет себя как продолжение внешней политики, а не как независимая компания".
Приостановка поставок газа на Украину привела к тому, что власти ЕС озаботились созданием единого энергетического рынка, диверсификацией поставок и сокращением зависимости от России.
Что было бы, если бы "Газпром" не перекрыл в свое время поставки на Украину и в Европу?
Картина могла быть принципиально иной в том, что касается Украины. Еще недавно Украина была для "Газпрома" одним из крупнейших рынков сбыта. Согласно данным аналитиков "Сбербанка", не далее как в 2011 году компания поставила на Украину 44,8 миллиарда кубометров газа. В прошлом году - 6,2 миллиарда кубометров. С начала нынешнего года Киев вообще перестал закупать газ напрямую у "Газпрома".
Это лишь отчасти объясняется промышленным спадом после событий 2014 года. Но это также является результатом усилий по повышению энергоэффективности, диверсификации поставщиков и приобретения газа в Европе.
Объемы поставок в европейские страны и Турцию, тем временем, за 10 лет практически не изменились: 158 млрд кубометров в прошлом году против 154 млрд кубометров в 2005-м.
Однако эту внешнюю стабильность угрожают нарушить альтернативные поставщики: так, с увеличением объемов добычи сланцевого газа в США в Европу пошел дешевый американский уголь. Начались отгрузки сжиженного природного газа из Катара и других источников, что способствовало развитию рынка газа как альтернативы "Газпрому" с его ценами, привязанными к цене нефти.
10.06.2008
«Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе цена на нефть возрастет до 250 долларов за баррель», - заявил председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер . Он отметил, что в связи с этим будет наблюдаться и дальнейший рост цен на газ.
Если бы "Газпром" десять лет назад вел себя иначе, возможно, энтузиазма у ЕС в поисках альтернативных поставщиков было бы существенно меньше, отмечает аналитик Крис Уифер из московской консалтинговой компании Macro Advisory.
Сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн считает 2006 год поворотным в другом смысле: "Газпром" тогда начал отменять малопонятные скидки бывшим соседям по СССР и переходить к новому подходу, в большей степени ориентированному на рынок.
Из-за конкуренции, арбитражных исков европейских заказчиков и начатого против него в ЕС антимонопольного разбирательства у него стало меньше возможностей завышать цены. Компанию, как она ни брыкалась, затолкали в ситуацию, когда совершенно ясно, что ей делать - то же, что и всем остальным: конкурировать. Модель, по которой "Газпром" работает сегодня, более реалистична с коммерческой точки зрения".
Но вместе с тем "Газпром" сталкивается и со все более решительными требованиями ограничить его монополию на экспорт газа со стороны российских конкурентов. Некоторые министры и чиновники заговорили о разделе компании. Спустя десять лет газовый гигант выглядит куда более уязвимым перед такими требованиями, чем в былые времена.
Резиденция главы "Газпрома" Алексея Миллера выглядит как огромный дворец в стиле XVIII века.