Общественно-политический журнал

 

Кремль использует оргпреступность для нелегальных операций

Иногда и официальный представитель Кремля может изречь истину. В ходе одного из своих выступлений на уходящей неделе представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что планы НАТО по размещению воздушных, морских и наземных сил на территории шести членов Североатлантического альянса (а именно – в Болгарии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии и Литве) являются частью стратегии "сдерживания" России. Точнее не скажешь. Ведь так оно и есть. И этого бы не произошло, если бы Россия не аннексировала Крым, не начала войну в Донбассе и не стала бы третировать страны Балтии.

Вдобавок к этим планам НАТО Соединенные Штаты увеличили свой бюджет обороны Европы в четыре раза, доведя его до 3,4 миллиарда долларов, и планируют отправить в Старый Свет бригаду численностью в 3 тысячи человек, отдельные подразделения которой будут дислоцированы в Прибалтике. Великобритания, в свою очередь, направит пять кораблей в Атлантику, а также в Северное, Балтийское и Средиземное моря. Один из высокопоставленных представителей НАТО прокомментировал планы альянса агентству "Рейтер" следующим образом: "Это не одиночный удар грома. Это смена климата, и мы должны подготовиться к затяжной непогоде".

Планы по размещению войск в Европе представляют собой заметную подвижку в деле упразднения уязвимых точек НАТО на восточном фланге альянса – таких, например, как возможная угроза появления российских "вежливых зеленых человечков" в Прибалтике и развязывание там гибридной войны. Командующий частями армии США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжс также указал на уязвимость "линии Сувалки", 100-километрового коридора вдоль польско-литовской границы неподалеку от Белоруссии и Калининградской области. Агина Григас, исследователь при Атлантическом совете и автор книги "Поверх преступлений: Новая Российская империя", пишет: "В случае захвата вражескими силами Сувалок и приграничной территории Литвы, три страны Балтии окажутся отрезанными от остальных стран – членов НАТО. Аналитики отмечают сходство Сувалок с Фульдским коридором в Германии в годы холодной войны, когда НАТО готовилась к гипотетическим атакам Советского Союза".

Решения НАТО могут стать реальным сдерживающим фактором угроз со стороны России – таким как военная, гибридная или любая другая атака против одного из членов альянса. Но наиболее дерзким вызовом Москвы Западу являетcя цивилизационный вызов либеральному порядку западного мира. Один из авторитетных экспертов по России, аналитик исследовательского центра "Чатем-хаус" Джеймс Шерр пишет: "Россия – не враг, непосредственно угpожающий существованию Запада. Однако интересы России в Европе существенно расходятся с интересами европейских стран". Шерр отмечает, что на евразийской территории возникли "две нормативные системы": "Первая основана на правах и правилах, вторая – на личных связях, неформальных узах и подчинении законов силе власти". Режим Владимира Путина, считает Шерр, "использует инструменты своего влияния для подрыва нормативной системы Европы".

В довершение ко всему, Кремль умело использует интеграцию России в мировую экономику в деле подрыва западных институтов. Россия фактически превратила глобализацию в свое оружие. Используя бизнес-связи как политическое оружие, Кремль смог организовать промосковское лобби на Западе. Другое оружие Москвы – коррупционные схемы, помогающие сделать зависимыми от Кремля западные элиты. В отчете "Чатем-хаус" за 2012 год Джеймс Грин указал: "Используя российские коррупционные связи на постсоветском пространстве, режим Владимира Путина смог расширить свое теневое влияние за пределами России и организовать своеобразный круг поддержки". Кремль также использует как свое оружие организованную преступность, к услугам которой прибегает для исполнения непривлекательных задач. От участия в решении этих задач впоследствии легко можно откреститься, а оргпреступность Кремль использует для финансирования нелегальных операций.

Эксперт по организованной преступности в России Марк Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета, считает: "Россия Владимира Путина – не столько мафиозная страна, сколько мафия, принявшая облик государства". Москва использует как оружие и интернет, направляя целую армию троллей в киберпространство, дискредитируя западные средства массовой информации и организуя хакерские атаки на западные сайты. Для того чтобы подорвать целостность Европейского союза, Кремль превратил в оружие и некоторых политиков в Европе, поддерживая и финансируя экстремистские партии, такие, например, как "Национальный фронт" Марин Ле Пен во Франции.

Ну и, конечно, самое главное – Кремль превратил в свое оружие информацию, при помощи которой он пытается ввести в заблуждение западную общественность, посеять сомнение и недоверие. Это очевидная угроза, требующая действий не только со стороны НАТО, но и со стороны западных правительств и западного сообщества в целом. Джеймс Шерр пишет: "Европейскому союзу необходимо возложить на себя ответственность не меньшую, чем та, что взвалила на себя НАТО. Чтобы противостоять потенциальной гибридной угрозе, необходимы военные, общественные, экономические и административные усилия". Далее Шерр пишет: "Свободная пресса не может эффективно защищать себя в обстановке троллинга, манипуляций и кибератак, организованных государством. Западным бизнесменам следует напоминать: интересы коммерческой выгоды не всегда соответствуют национальным интересам".

Брайан Уитмор