Общественно-политический журнал

 

Сделка о нефтедобыче наткнулась на противостояние

Противоречия давних региональных противников Ираном и Саудовской Аравией может похоронить надежды на достижение первой за 15 лет договоренности стран ОПЕК и не входящих в нефтяной картель государств и спровоцировать новое падение цен на черное золото.

Представители 18 стран, в том числе России, должны были встретиться в воскресенье утром в столице Катара Дохе и без особых промедлений заключить соглашение о заморозке уровня нефтедобычи на январских уровнях сроком действия до октября этого года.

Однако начало совещания было отложено после того, как фактически лидер ОПЕК Саудовская Аравия заявила участникам, что хотят присоединения всех стран картеля к решению о заморозке, сказали источники в ОПЕК.

Прежде Эр-Рияд настаивал на том, чтобы Тегеран не участвовал в переговорах, поскольку отказывается зафиксировать объем производства и рассчитывает вернуть свою долю рынка после отмены международных санкций в январе этого года.

После возникновения трудностей нефтяные министры отправились на встречу с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани. В последние месяцы Катар играл одну из ведущих ролей в процессе, призванном поддержать рухнувшие до многолетних минимумов цены на нефть.

Тем не менее новый проект соглашения, который видели источники, не содержит ни один из обязывающих пунктов из прежнего варианта. Переговоры начались после 15:00 МСК, сказали источники.

"Я не уверен, что это можно назвать заморозкой", - сказал источник в ОПЕК.

Высокопоставленный источник из нефтяной отрасли сказал: "Теперь проблема в том, чтобы договориться о чем-то, где не упоминается Иран, что нравится саудитам и не огорчает русских".

Провал переговоров о достижении глобального пакта нефтедобытчиков - первого подобного соглашения за последние полтора десятка лет - будет означать возобновление битвы за долю рынка между основными производителями и наверняка остановит наметившийся в последнее время отскок нефтяных котировок.

"Если сегодня не удастся заключить сделку, то этим Саудовская Аравия затронет не только Иран. Если не будет заморозки, это напрямую повлияет на добычу в Северной Америке, чего, возможно, и хотят саудиты", - сказал аналитик по нефтяному рынку Natixis Абхишек Деспанд.

Цена барреля нефтяной марки Brent добралась почти до $45, поднявшись практически на 60 процентов с январских минимумов на оптимистичных ожиданиях, что сделка поможет решить проблему перенасыщения рынка, в результате которой стоимость черного золота рухнула с отметки $115 за баррель в середине 2014 года.

Саудовская Аравия заняла жесткую позицию в отношении Ирана - единственного члена ОПЕК, отказавшегося зафиксировать объем добычи.

Заместитель наследного принца Мохаммед бин Салман сказал агентству Bloomberg, что королевство ограничит добычу нефти только вместе с другими нефтепроизводителями, среди которых и Иран.

Иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане сказал в субботу, что другим странам стоит просто смириться с тем, что исламская республика вернулась на нефтяной рынок: "Если Иран заморозит нефтедобычу... он не сможет извлечь выгоды от отмены санкций".

Сделка о фиксации уровня производства станет важным достижением для нефтедобывающих стран, но ее эффект на объем предложения будет ограничен и рынок едва ли станет сбалансированным ранее 2017 года, сообщило в четверг Международное энергетическое агентство.

Эта встреча не является официальным саммитом ОПЕК, однако основные члены этой организации на ней присутствуют, как и некоторые страны, не являющиеся членами ОПЕК, в частности, Россия.

Из-за отсутствия консенсуса с Ираном участники встречи не смогли договориться о сокращении добычи нефти и лишь обещали не повышать нынешний уровень добычи. Но и это является лишь декларацией. Даже это, однако, привело к повышению цен на нефть. В этом году цена падала до 27 долларов за баррель. На этой неделе цена барреля почти достигла отметки в 45 долларов, так как трейдеры ожидают, что производителям удастся достичь какого-то соглашения.

Решение провести встречу в Дохе, а также тот факт, что в ней принимают участие страны не входящие в ОПЕК, указывает на растущую обеспокоенность среди производителей.

Однако в Доху не приехали представители двух ведущих производителей нефти – США и Китая.

Обе страны добывают значительные объемы нефти, однако используют практически все объемы сами, и даже импортируют ее. Экономикам обеих стран на руку падающие цены, и как результат их интересы не совпадают с интересами участников встречи в Дохе.