Общественно-политический журнал

 

Нарастающий дефицит воды в оккупированном Донбассе

В начале недели на оккупированной Россией территории Донецкой области Украины еще больше сократили подачу воды: ее дают всего на несколько часов раз в три дня в самом Донецке и раз в два дня в ряде других городов, включая Мариуполь.

Состояние водохранилищ в регионе, судя по спутниковым снимкам, критическое. До начала полномасштабной войны в Украине воды в них было существенно больше — часть водохранилищ стремительно мелеет.

Летом 2025 года ситуация с водоснабжением на оккупированных Россией территориях Донецкой и Луганской областей стала настолько острой, что об этом заговорили даже самые патриотично настроенные прежде z-авторы.

«В Донецке вода раз в три дня. Смывать унитаз никак. Обычное дело: дончане в унитаз кладут кулечек. И потом эти кулечки кто нормальный, в мусор. Кто нет - выбрасывает под окнами. С такими борются соседи, — написал на днях в своем телеграм-канале бывший депутат Верховной рады Олег Царев, с 2014 года проживающий в аннексированном Крыму. — Донецк в моей памяти — город роз. Образцовый город. Так было всегда, причем с советского времени, шахтерский регион был на особой норме снабжения. Так было всегда, но не сейчас».

Русская служба Би-би-си проанализировала спутниковые снимки пяти крупных водохранилищ и пяти водохранилищ поменьше в Донецкой области с помощью сервиса Planet Labs, и пришла к выводу, что за последние три с половиной года — с тех пор как Россия в феврале 2022 года начала полномасштабное вторжение в Украину — девять из них заметно обмелели.

Для наглядного сравнения мы использовали снимки за июль 2021-го и июль 2025 годов. Июль и август — исторически самые жаркие месяцы в регионе. При этом это лето даже нельзя назвать самым жарким за последние годы. Согласно норвежскому сервису Timeanddate.com, средняя температура текущего июля в Донецке 27°C. Июль 2024 года был чуть жарче — средняя температура 28°C.

Большинство этих водоемов расположены вблизи регионального центра Донецка, где ситуация особенно напряженная. Согласно официальному заявлению предприятия «Вода Донбасса», с 21 июля подача воды в Донецк и Макеевку должна осуществляться раз в три дня по четыре часа, а в ряд других населенных пунктов области, включая Мариуполь, — раз в два дня.

Однако под этим заявлением предприятия во «ВКонтакте» возмущенные жители жалуются, что график не соблюдается. По их словам, в некоторых небольших городах, например, в Южнокоммунаровске, воды нет уже более двух недель.

"Г. Торез, пос. Кринички. Более МЕСЯЦА люди без воды!!!!! И это — второй раз за этот год. Первый был с апреля по май, тоже не было воды больше месяца", — жалуется одна из пользовательниц VK. Она не ответила на просьбу Би-би-си о комментарии.

До оккупации в Донецке вода подавалась ежедневно, тогда как в шахтерских городках в 40–50 километрах от столицы региона это иногда происходило так: «2 часа утром, 1,5 часа вечером, и то не каждый день, а летом и вовсе раз в неделю», а в 90-е и вовсе несколько лет подряд не было воды, рассказал Би-би-си бывший сотрудник «Воды Донбасса». Он попросил об анонимности из соображений безопасности. После начала оккупации в ряде шахтерских городов регулярная подача воды и электричества фактически прекратилась.

Вдобавок в некоторых из них до 2014 года, по его словам, не была налажена система канализационных коллекторов, и «все это текло в балочку, в овражек». Собеседник Би-би-си не знает, как обстоят дела с канализацией сейчас.

Водохранилищ и подземных вод в регионе не хватит на обеспечение всего региона, в том числе из‑за разветвленной сети шахт, пока не будет восстановлена подача воды из реки Северский Донец, объясняет бывший сотрудник «Воды Донбасса».

До оккупации при активной промышленности имеющихся запасов воды хватило бы примерно на 60 дней, сейчас — в лучшем случае на полгода, поскольку многие предприятия простаивают, подсчитал он. До 2014 года не более 10 % воды шло на гражданское потребление, а 90 % — на нужды промышленности. А сейчас жителей тревожит, что Донецкий металлургический завод наращивает производство, для которого требуется значительное количество воды.

Текущая ситуация — это «наследие исторического прошлого», в том числе сильно изношенной водопроводной системы, добавляет собеседник Би-би-си. Износ, по его словам, до 2014 года уже достигал около 80%. Например, в Кировском районе Донецка, где недавно сообщалось об очередном прорыве трубы, по официальным данным, коммуникации изношены почти на 100%. Значительная потеря воды из-за старых коммуникаций не была полностью учтена при строительстве водовода Дон-Донбасс, которым Россия надеялась заменить воду из Северского Донца, и сейчас его то и дело приходится чинить.

Администрация пытается решить проблему нехватки воды в ручном режиме, подвозя воду в города и районы. К этому также были привлечены 75 водовозов из Москвы, которые уже прибыли в регион. Кроме того, начали расчищать русло реки Крынка, которая раньше давала Ханженковскому водохранилищу до 80 тысяч кубометров воды в сутки. В планы властей также входит переброска воды в обмелевшие водохранилища.

Некоторые пользователи соцсетей жалуются на качество подаваемой воды: «мутная, с грязным осадком, она портит сантехнику и трубы, ее невозможно использовать для приготовления пищи или личной гигиены. Но оплачивается она как питьевая». Собеседник Би-би-си уточнил, что раньше ее очищали хлором.

При этом цены за водоснабжение на подконтрольной России территории Донецкой области подняли с июля 2025 года в рамках повышения тарифов ЖКХ.

В 50-х годах XX века для снабжения Донецкой агломерации водой был построен искусственный канал «Северский Донец — Донбасс». Он брал свое начало в остающемся сейчас под контролем ВСУ Славянске, проходил мимо крупных городов Горловки и Донецка и уходил на юг в направлении Мариуполя.

Когда в 2014 году сепаратистами при поддержке Москвы были созданы самопровозглашенные ДНР и ЛНР, Украина не стала перекрывать этот канал, как она это сделала с Северо-Крымским каналом, снабжавшим водой аннексированный полуостров, поскольку по нему вода шла в оставшийся под контролем Киева Мариуполь.

Начало российского вторжения в феврале 2022 года и длительная осада второго по величине города Донецкой области этот хрупкий статус-кво в корне изменили. А российская армия в ходе своих наступательных действий просто уничтожила уникальное гидротехническое сооружение, которое снабжало крупнейшие города региона водой. В каком состоянии сейчас находятся остатки водовода, можно увидеть, например, на этом видео 5-й штурмовой бригады ВСУ: на этих кадрах украинские FPV-дроны атакуют российских военнослужащих, которые пытаются укрыться в том, что осталось от труб водовода.

Уже в конце 2022 года российские власти поняли, что если не предпринять каких-то мер, то ситуация с водоснабжением городов Донецкой области вскоре примет катастрофический характер. Тогда было принято решение о строительстве нового канала Дон — Донбасс, который должен был начинаться в районе Ростова-на-Дону. За четыре месяца в 2023 году военные строители Министерства обороны «в рекордные сроки», как тогда сообщалось, построили новое сооружение. На строительстве были задействованы 3,5 тыс. военнослужащих и 1300 единиц техники.

«Забилось сердце водовода Ростов-на-Дону — канал Северский Донец — Донбасс. Это две нити по 200 км каждая, а также семь насосных станций», — рассказывал 31 марта 2023 года руководитель проекта Военно-строительного комплекса Минобороны Алексей Леонов.

Довольно быстро, впрочем, выяснилось, что новый водовод, во-первых, не в состоянии подавать необходимое региону количество воды, а во-вторых, построен он с многочисленными нарушениями, а на его строительстве было украдено множество бюджетных денег. Растраты в том числе и по этому проекту вменяются теперь бывшему заместителю министра обороны Тимуру Иванову, с 24 апреля 2024 года находящемуся под арестом.

В условиях, когда один водовод разрушен, а второй так и не заработал, постепенно обмелели и ключевые водохранилища региона — такие, как Карловское, Верхнекальмиусское, Горловское. Все они создавали в XX веке как резервные водохранилища, которые питались водой из уничтоженного теперь канала «Северский Донец — Донбасс».

Российские пропагандисты решать текущую проблему предлагают обычными для России имитационными методами. Бывшая советница лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, пропагандистка Анастасия Кашеварова, соглашаясь с тем, что федеральному правительству пора взять водную проблему на «новых территориях» под особый контроль, предлагает привычный набор мер: создать оперштаб, пересмотреть тарифную сетку на ЖКХ, чтобы люди не платили за воду, которую по факту не получают, создать комиссию из специалистов.

Но в отсутствие водовода, по которому в засушливый регион подавалась бы вода, проблему не сможет решить ни один оперативный штаб.