Вы здесь
У российского общества нет видения будущего и общества тоже нет - его не допускает государство
Ирина Щербакова, российский историк и правозащитница, считает, что власти страны пытаются свалить вину за текущий экономический кризис на Запад. Интервью публикует газета Frankfurter Rundschau.
"Российская пропаганда очень умело рисует картину осажденной и окруженной враждебными державами страны. Но на самом деле это попытка свалить вину за несостоявшуюся модернизацию России, за непостроенное социальное государство на других и найти виновных в нынешнем экономическим и социальном кризисе за рубежом", - заявила Щербакова. Также правозащитница, по ее словам, считает "пропагандистским мифом то, что Запад своими действиями якобы оскорбляет национальную гордость россиян". "Если кто-то так себя ощущает, то скорее власти в Кремле, а никак не нормальные люди. По крайней мере, пока их не растравят сверху", - отмечает женщина.
Неправда, по мнению Щербаковой, и то, что россияне страдают от введенных Западом санкций: "Это утверждает российская пропаганда. Но действительные проблемы людям доставляют введенные Кремлем в качестве контрсанкций ограничения на торговлю с Западом: многие товары повседневного спроса подорожали или вообще исчезли. А смотреть на целенаправленное уничтожение так называемых запрещенных продуктов питания по-настоящему страшно".
Щербакова высказала мнение, что российские власти в целом и президент Путин в частности так часто делают отсылки к истории, даже во времена Сталина, во имя роста патриотизма, так как в сегодняшней России практически нечем гордиться, передает издание.
"Сегодня история в России заменяет утраченную идеологию. Дело в том, что у российского общества нет видения будущего, - сказала историк. - Понятие "демократия" не используется, а называть нынешние авторитарные условия автократией официально не решаются. Вот поэтому в стране и концентрируются исключительно на истории, превозносят былое величие России, подкрепляя патриотизм". Россияне не могут черпать гордость за свою страну из сегодняшних достижений - модернизации своей страны или улучшенных социальных стандартов. "Тут нечем гордиться", - констатирует Щербакова. Поэтому превозносится историческое величие, которое связывают с сильным руководством. "Неудивительно, что в этой комбинации такая личность, как Сталин, получает новую, положительную оценку. Он является символом сильного государства, - говорит историк. - Это связано с отсутствием подлинного анализа истории".
Лауреат Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер сказала: "Путин делает меня больной". Вас также? - спросил корреспондент.
"Я стараюсь не заразиться", - ответила Щербакова. "Кроме того, как историк я не должна слишком поспешно впадать в паническое настроение, но я глубоко обеспокоена".