Общественно-политический журнал

 

Этот год Россия возможно не переживет

В России назревает правительственный кризис, который может закончиться радикальной сменой политического режима страны в самом ближайшем будущем.

По мнению Николая Петрова, приглашенного профессора в Европейском совете по международным отношениям, правительство российского президента Владимира Путина может потерять власть уже к концу этого года.

Это будет иметь далеко идущие последствия для всей России и приведет к самой радикальной смене политического режима, а также к становлению новых институтов и даже независимых государств на территории РФ.

Петров, который раньше возглавлял программу «Общество и региональная политика» в Московском центре Карнеги, убежден, что проводимая Россией политика милитаристского авантюризма, полное подавление политической оппозиции, экономика на грани краха и абсолютная централизация власти в руках одного человека может иметь лишь три возможных исхода.

1. Путину удается наладить отношения с Западом и улучшить экономическую ситуацию в стране

В наиболее оптимистичном сценарии Путину удается наладить отношения с Западом благодаря конструктивным действиям России по урегулированию кризисов в Сирии и на Украине.

Кроме того, Петров полагает, что Путин мог бы назначить на высокий государственный пост профессионального и известного своими либеральными взглядами политика, что показало бы Западу, насколько серьезно российский президент настроен на проведение реформ:

«Такой шаг продемонстрировал бы Западу конструктивный настрой Путина и в то же время помог бы несколько восстановить равновесие между либеральными политиками и силовиками (нынешние или бывшие работники служб безопасности) в правительстве страны».

По мнению Петрова, даже если Путин объявит о проведении реформ лишь на словах, но при этом сократит реальные масштабы военных операций России за рубежом, это позволит ему несколько смягчить свою антизападную риторику и вместе с тем заявить, что «Россия выиграла в противостоянии с Западом и восстановила статус мировой державы на международной арене, так что теперь она может вернуться к формату сотрудничества, но теперь уже с позиции силы».

Однако если события будут развиваться по такому сценарию, то это лишь отложит решение текущих проблем российского режима.

Такой исход не устранит фундаментального недостатка российской политической системы, который заключается в неспособности элит воплотить в жизнь сколько-нибудь содержательные экономические или политические реформы.

Кроме того, в этом случае сохранится дисбаланс политических сил, порожденный абсолютной централизацией власти в руках Путина.

Подобные меры спасут режим от немедленного краха, однако станут первым шагом для коренных преобразований, которые придется осуществить Москве.

2. На смену Путину приходит другой лидер

Во втором сценарии на смену Путину приходит более молодой лидер. Он почти наверняка попытается снизить чрезмерную централизацию власти путем ограничения полномочий президента и передачи их другим политическим институтам.

Однако Петров отмечает, что передача власти от Путина к кому-то другому будет связана с колоссальными трудностями, так как «нужно будет изменить самые основы российской политической системы»:

«Относительно мирная передача власти, подобная той, что произошла после смерти Иосифа Сталина, сегодня невозможна ввиду отсутствия такого объединяющего страну института, как Коммунистическая партия. Более вероятно, что круг приближенных Владимира Путина просто потеряет свою власть после его ухода».

Это позволит России выиграть время. Новому лидеру придется решать те же многочисленные проблемы, с которыми сегодня сталкивается Путин: разобщенность элит, вот-вот готовых начать борьбу за раздел богатства страны, недостаток эффективных и прозрачных институтов власти и нездоровая политическая система, в которой личные связи значат больше, чем достойные идеи и интересы государства.

3. В России происходит смена режима

Рост недовольства правительством и разрушение «вертикали власти» может привести к тому, что Россия станет, по словам Петрова, «федерацией корпораций».

В этом случае многочисленные центры власти страны — олигархические структуры, отдельные правительственные органы и ряд регионов (например, Чечня) будут добиваться расширения своих полномочий, чтобы стать самостоятельными центрами силы.

В этой ситуации Россия рискует превратиться в страну постоянной борьбы за власть между различными группировками с собственными сферами контроля.