Общественно-политический журнал

 

Обама заявил, что недооценивал влияние российской пропаганды

Президент США Барак Обама заявил, что он «недооценивал» влияние дезинформационной кампании и хакерских атак на демократию. Глава государства сказал об этом после публикации доклада американских разведслужб, пришедших к выводу, что Россия вмешивалась в ход президентских выборов в США.

 В то же время Обама не считает, что он недооценивал российского президента Владимира Путина, который, по мнению разведсообщества, отдавал распоряжения о подрыве американской системы демократических выборов и дискредитации кандидата в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон, проигравшей избранному президенту Дональду Трампу.

 Обама, покидающий пост президента через 12 дней, заявил: «Думаю, что я недооценивал то, в какой степени в новую информационную эпоху дезинформация, компьютерные атаки и другие действия могут влиять на наши открытые общества, на наши открытые системы, внедряться в наши демократические процедуры, причем все быстрее».

 Президент сказал, что он санкционировал публикацию сокращенной версии доклада разведки о российских хакерских атаках, «чтобы мы понимали, что Путин уже какое-то время занимается этим в Европе, сначала – в бывших государствах-сателлитах, где велика доля русскоговорящего населения, но затем – все больше – в западных демократических странах.

 Американское разведывательное сообщество пришло к выводу, что Россия взломала электронную переписку и похитила тысячи писем руководителя предвыборного штаба Клинтон Джона Подесты и опубликовала их через сайт WikiLeaks за несколько недель до выборов 8 ноября. Многие письма содержали щекотливую информацию, связанную с попытками функционеров Демократической партии помочь Клинтон одержать победу над сенатором Берни Сандерсом в ходе внутрипартийных праймериз.

 Составители доклада не оценивали, повлияли ли эти утечки на исход президентских выборов. Трамп обратил на это внимание в серии твитов, которые он опубликовал после брифинга, проведенного для него представителями разведслужб в пятницу.

Андрей Пионтковский:  В заявлении, которое сделал Трамп (после ознакомления с докладом), он позволил себе лишь минимальные подвижки в сторону от своей позиции полного отрицания. Он согласился произнести слово "Россия" через запятую, а основной месседж заключался в том, что вмешательство никоим образом не сказалось на исходе голосования. С другой стороны, не сделай он и этого — разразился бы колоссальный скандал, который назревал уже в четверг во время слушаний в Конгрессе, где и сенаторы, и руководители разведки обвиняли Трампа в безответственности и весьма странной путинофилии.

Из этого заявления следует только то, что он собирается маневрировать до последнего. Как он поведет себя после 20 января, мы не знаем. Ясно лишь, что ему крайне не хочется произносить что-либо критическое в адрес Путина. В то же время он должен понимать, что может оказаться полным изгоем в американском истеблишменте — весьма незавидная перспектива для президента США, учитывая, что Америка — не единоличная диктатура. В этом случае республиканцам очень быстро придет в голову мысль об импичменте, а господин Пенс, которому автоматически перейдет должность главы государства, будет выглядеть куда более приемлемым для истеблишмента президентом. Технически это решается довольно просто.

Трамп — очень недалекий человек и абсолютно безграмотный в вопросах внешней политики. Именно поэтому Кремль оценил его как агента, но не в смысле забербованного платного агента КГБ, а в качестве полезного идиота, искренне поверившего в байки про единый антиигиловский и антикитайский фронт с Россией. По правде говоря, Трамп не одинок в этой иллюзии: недавно клинический идиот и практически соучастник военных преступлений Асада и Путина Керри в очередной раз рассказал миру о положительной роли Москвы в Сирии.

Соглашусь, что Китай — не подарок. Но очевидно, что сегодня открытую гибридную войну против Запада ведет именно Россия, и объединяться с этим экзистенциальным врагом для решения каких-то "совместных задач" было бы крайне наивно со стороны Вашингтона.