Вы здесь
Акция протеста дальнобойщиков продолжается, власть молчит
В России 27 марта началась акция протеста дальнобойщиков. Несмотря на то, что формальным поводом к стачке и автопробегам стала все та же система «Платон», фактически перевозчики грузов впервые откровенно заявили о своем недоверии к власти.
Лидер рязанского отделения Объединения перевозчиков России Алексей Борисов: С «Платона» началось все полтора года назад еще, когда я начал участвовать в протестных акциях. На данный момент мы уже за «Платон» далеко ушли, мы понимаем, что «Платон» — это следствие, часть системы, которая просто уже не дает людям выжить, работать, нормально существовать.
Если говорить именно про «Платон» — это абсолютно коррупционная схема, которая будет выжимать из людей последние соки. Лично я не регистрировался и ни разу ни копейки не заплатил в этот «Платон» и спокойно полтора года отработал. Сама система до сих пор толком не работает, сейчас ее усиленными темпами достраивают. Сейчас уже репрессивные меры идут в отношении нас, тех, кто не платит. И это все в скором времени заработает на полную катушку. Кошмар сейчас творится с габаритным контролем, там штрафы доходят до 500 тысяч рублей. Причем на электронных этих весах никак не возможно это оспорить, они работают со сбоями, показывают совершенно не то, что есть в действительности. Я ни разу в «Платон» не заплатил, не собираюсь этого делать, но если меня заставят, мне вообще будет не выгодно работать, абсолютно.
Какие требования вы выдвигаете в ходе своей акции?
Мы требуем, чтобы этой системы не стало, либо же, чтобы ее реорганизовали таким образом, чтобы плату брали с иностранных перевозчиков, которые идут по территории России транзитом. И чтобы отдали эту систему государству, а она принадлежит сейчас Ротенбергу-младшему, он имеет 10 с лишним миллиардов с государства за обслуживания этой системы. Нас это все не устраивает. Это если говорить о «Платоне». Но если вы видели наши требования, у нас там не только о нем. В отставку правительство, выражение недоверия президенту. Я думаю, это основной пункт, потому что все остальные — это следствие. То есть, власть в последнее время принимает совершенно неадекватные какие-то решения. Направленные на то, чтобы народ свой добить, уничтожить и сгнобить. Мы уже восстаем против этого, в первую очередь. А о «Платоне» уже очень много сказано, надоело уже, полтора года одно и то же.
Что планируете делать дальше?
Это бессрочная забастовка, отказ от перевозок. В нашем городе и во многих других она началась с того, что мы выстроились в колонну на обочине. И мы продолжаем стоять на выезде из города в сторону Москвы. Акция будет продолжаться, отказ от перевозок — бессрочный. Как она будет развиваться, сейчас сложно предположить.
***
Власти Екатеринбурга не разрешили местным дальнобойщикам устроить автопробег в минувший понедельник и предложили им организовать митинг в лесу. Координатор объединения перевозчиков Свердловской области Наиль Нигматуллин.
Наиль Нигматуллин: Надоело, как говорится, что нас налогами со всех сторон душат. Это во-первых. Коммунальные растут, все растет, тут еще на ребят перевозчиков скинули балластом третий налог транспортный. Я, допустим, не зарабатываю сейчас, как раньше, до «Платона». 55 процентов я потерял своего дохода. Половина ребят попродавали свои машины, кому не звоню — я продал бизнес, я продаю машину, потому что не вижу смысла сейчас работать. То есть, частный бизнес весь задушили на корню. Идет выживание частного бизнеса, маленькие компании пытаются выжить этим налогом из рынка, вообще.
Как отреагировали чиновники на ваши планы устроить акцию протеста?
Мы хотели устроить пробег, первый раз неправильно написали, на основании этого зарубили и посоветовали нам провести это в лесу, в глуши, чтобы никто нас не видел и не наблюдал нашу протестную акцию. Власть не хочет, чтобы видели, что есть недовольные люди. У нас есть такое кольцо, называется ЕКАД, как в Москве МКАД. Хотели от 12 километра ЕКАДа дать круг вокруг Екатеринбурга, но с остановкой на 10 километре Московского тракта. И провести митинг, а потом продолжить дальше пробег. Первый раз ответили, что так мы не можем, давайте мы вам предоставим место на 23 километре, а это стоянка в лесу, ее ни с дороги не видно, нигде. Мы, естественно, отказались, дали повторную заявку. Повторно нам тоже отказали, но все-таки в третий раз пришлось пойти им навстречу, они нам написали, что на 47 километре ЕКАДа мы вам предлагаем провести митинг и никуда не ездить. Поэтому пришлось пойти на уступки властям, согласиться на их предложение.
***
Руководитель профсоюза водителей-дальнобойщиков Кировской области Валерий Саяк уверен, что система «Платон» — всего лишь одно из следствий политики, проводимой российскими властями, которые заложили под бизнесом дальнобойщиков «бомбу замедленного действия».
Валерий Саяк: «Платон» — это последствие, так же, как плата за капремонт. Так же последствие — та экономическая ситуация в стране, которая сейчас есть, когда практически все производство уничтожено, люди, которые хотели заниматься бизнесом, либо уехали из страны, либо стараются маневрировать. Не занимаются развитием своего бизнеса, занимаются выживанием. Это все последствия проводимой нашей власти политики. Правительство — это такой орган, который обязан делать все, чтобы граждане этой страны жили достойно, они должны стимулировать развитие экономики, бизнеса. Это их главная задача. А не заниматься бизнесом. У нас сейчас получается так, что у нас наше правительство занимается бизнесом. Пытается заработать на штрафах, на наказаниях каких-то, на повышении налогов, введении сборов, повышении акцизов, всего-всего. Потом эти поступления в бюджет этим же правительством и разворовывается. Год назад всем тем, кто протестует, было все равно. Мы думали, что каждый должен заниматься своим делом. Но произошел сбой в этой цепи из-за того, что правительство начало заниматься бизнесом. Что доказывает, в общем, даже фильм Навального.
Как акция прошла в вашем регионе?
У нас был санкционированный автопробег, который прошел без эксцессов, все в рамках закона. Я стоял в начале колонны, и конца ее не видел, она где-то за горизонтом была. Сейчас кто могут, стоят на обочине, у нас объявлена стачка. Люди не работают, кто стоит, кто занимается ремонтом своих машин. Сознательные граждане, те, кто понимает, что происходит в стране, присоединились.
Вы провозглашали какие-то лозунги?
Естественно, что мы против коррупционной схемы «Платона». Мы также выступали за отставку правительства, потому что считаем, раз правительство не справляется со своими обязанностями, а показатель их работы — это благосостояние слабых слоев населения, пенсионеров, то оно должно уйти в отставку. В любом бизнесе, любой госструктуре это так происходило, происходит и должно происходить. Не справляешься — уходи на ту должность, где ты можешь справиться. Если пенсионеру платят пенсию 8000 рублей, а 7000 он должен отдать за ЖКХ, значит, правительство не справляется со своими обязанностями.
Как именно введение «Платона» и в целом экономическая ситуация отразилась на вашем личном бюджете?
Когда я только начинал в сфере грузоперевозок, одно время работал диспетчером и реально видел весь грузооборот в стране. Десять лет назад мы выбирали, что везти нам, а что не везти, приемлемая ставка или неприемлемая. Сейчас грузов нет, их просто нет, как будто все предприятия остановились. Соответственно, раньше и заработки были. Я возил автопокрышки с Кировского шинного завода в Ростов-на-Дону. В то время дизельное топливо стоило 16 рублей/литр, а мне платили 60 тысяч рублей. Сейчас дизельное топливо стоит 40 рублей/литр, а платят за этот же самый рейс даже не 60, предлагают 55 тысяч. Люди работают на автомате, человек, который всю жизнь занимался перевозками, не может за один день научиться в ресторане готовить. Соответственно, он работает, но до тех пор, пока ему позволяет его автомобиль. Как только ресурс автомобиля будет исчерпан, денег у этого человека на покупку нового инструмента не будет, и он, грубо говоря, обанкротится. То есть, конец бизнесу. Мы работаем сейчас в сфере грузоперевозок в убыток, это бомба замедленного действия, и она заложена нашим правительством.
На ваш взгляд, какова роль главы государства в сложившейся ситуации?
Открываем конституцию и там читаем, что президент выбирается народом и назначает правительство. То есть, если президент не видит той катастрофической ситуации, которая сейчас сложилась в стране и не видит причины этого, значит, президент либо заодно с правительством, либо покрывает его. Потому что нормальный человек, видя, что происходит, куда катится страна, он предпримет какие-то меры, он снимет людей, которые не способны что-то сделать и поставит нормальных, адекватных людей туда, которые бы все-таки вывели страну из этого состояния.
Акция дальнобойщиков проходит по всей России – в центральных регионах, на Урале, в Сибири, на Кавказе — в общей сложности к ней присоединился 21 город. Протестам предшествовала информация об индексации текущего тарифа «Платона» на 25%, хотя изначально планировалось двукратное повышение. В день начала акции лидер санкт-петербургского Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин был отправлен под арест на пять суток за езду без прав, о лишении которых сам Бажутин, по его словам, понятия не имел. Два дня назад органы опеки пытались забрать трех его несовершеннолетних детей, пока сам он был за решеткой, а беременная жена лежала на сохранении – ей пришлось срочно вернуться домой. Сейчас юристы пытаются придумать, как свести к минимуму риск изъятия детей из семьи.