Общественно-политический журнал

 

Путин прибыл в Иран, чтобы напомнить о себе

Президент России Владимир Путин в среду прибыл с визитом в Тегеран, где у него запланированы трехсторонние переговоры с руководителями Ирана и Азербайджана.

Поездка Путина проходит на фоне растущего напряжения между Тегераном и Вашингтоном после того, как президент США Дональд Трамп отказался подтвердить соблюдение Ираном ядерного соглашения, и Вашингтон ввел штрафные меры против Тегерана за действия по созданию им баллистических ракет.

Согласно программе, в начале визита Путин встретится с иранским коллегой Хасаном Рухани, после чего состоятся переговоры делегаций двух стран в расширенном составе.

Вечером в среду Путин, Рухани и президент Азербайджана Ильхам Алиев проведут трехстороннюю встречу.

Визит Путина в Тегеран вписывается в контекст геостратегического противостояния Москвы и Вашингтона на Ближнем Востоке, полагает эксперт лондонского аналитического центра Chatham House Матье Булек: "Между Россией и США всегда присутствует эта логика, они пытаются ограничить влияние друг друга в регионе с помощью своих союзников". Кроме того, Россия заинтересована в том, чтобы Иран стал полноценным геополитическим противовесом для Турции в регионе. "Москва пытается разыгрывать обе эти карты, чтобы влияние Тегерана и Анкары уравновешивало друг друга", - рассуждает эксперт.

По мнению руководителя программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики (DGAP) Штефана Майстера, стороны также тем самым пошлют "ясный сигнал Вашингтону". "Полагаю, этот визит должен в очередной раз продемонстрировать поддержку Москвой иранского руководства", - подчеркнул аналитик DGAP, добавив, что Путин хочет дать понять Трампу, что постарается всеми силами не допустить отмены соглашения по иранской ядерной программе.

Одновременно это может быть и сигналом Европе, продолжает Штефан Майстер, чтобы показать ЕС, что Москва, как и Брюссель, привержена достигнутому договору. "Между Москвой и Брюсселем есть общее понимание того, что достигнутое два года назад соглашение с Ираном должно остаться в силе", - соглашается Матье Булек из Chatham House.

Евросоюз неоднократно подтверждал свое намерение и дальше соблюдать соглашение по иранской ядерной программе. Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини, реагируя на новую стратегию Дональда Трампа в отношении Ирана, отметила, что у американского президента "нет полномочий" аннулировать эту сделку. Стоит ли ждать сотрудничества между Москвой и Брюсселем в этом вопросе? Только на уровне риторики, считает эксперт DGAP. Если Вашингтон все же решит выйти из соглашения и вновь наложить санкции на Тегеран, то с этим ничего не смогут поделать и европейцы, полагает Майстер.

В ходе визита российского президента в Иран речь пойдет и об экономических проектах. "Москва заинтересована в том, чтобы продавать оружие, быть вовлеченной в торговлю энергоносителями в регионе", - указывает Штефан Майстер. Президенты России, Ирана и Азербайджана уже встречались в таком составе в августе 2016 года в Баку.

Тогда они приняли совместную декларацию, в которой объявили о намерении развивать общую транспортно-коммуникационную инфраструктуру, чтобы увеличить пассажиропоток по международному транспортному коридору "Север-Юг". А Ильхам Алиев рассказывал о стремлении Москвы, Тегерана и Баку сформировать "надежный энергетический коридор, который обеспечит обмен электроэнергией между тремя странами и выход на новые рынки".

Путин прибыл в Иран, в том числе, чтобы достичь большего взаимопонимания с Тегераном относительно его политики в сфере энергетики, продолжает Матье Булек. "Если Иран захочет стать крупным нефтегазовым игроком в регионе, это может нанести немалый урон РФ. Россия хочет иметь возможность повлиять на этот вопрос", - резюмирует эксперт.

Россию оставили за бортом "Шелкового пути"

30 октября турецкие и азербайджанские телеканалы в прямом эфире демонстрировали помпезную церемонию запуска новой железной дороги. Ее маршрут — от Баку (порт Алят) через Тбилиси до турецкого города Карс (БТК). Этот участок рассматривается как важнейшая часть "Нового Шелкового пути", соединяющего Китай с Европой до самого Лондона. Через турецкий тоннель под Босфором и в обход России.

В церемонии приняли участие президент Азербайджана И. Алиев, президент Турции Р. Эрдоган, премьер Грузии Г. Квирикашвили, премьер Казахстана Б. Сагинтаев и премьер Узбекистана А. Арипов, а также делегация Туркменистана. На церемонию ждали Н. Назарбаева, но он, видимо, решил до конца не злить Путина.

По ТВ были заметны довольный вид и особая активность Эрдогана, сделавшего в своем выступлении заявление, которое должны услышать прежде всего в Москве. "Сегодня отправляется первый состав по железнодорожной линии Баку — Тбилиси — Карс, которая имеет стратегическое значение для всего региона, в частности для Азербайджана, Грузии и Турции. Таким образом, мы объявляем о создании прямого железнодорожного сообщения от Лондона до Китая", — сказал новый-старый "друг" Путина.

По крайне мере ввод в эксплуатацию БТК продемонстрировал, что участники этого проекта и страны Центральной Азии, находящиеся в ареале "Нового шелкового пути", предпочитают решать без участия России свои транспортные и другие задачи по развитию внешней торговли, в том числе получения выгод от стремления Китая расшириться на европейских рынках.

Без преувеличения можно сказать, что запуск железной дороги Баку — Тбилиси — Карс как важнейшей и завершающей фазы инициированного КНР "Нового шелкового пути" можно считать очередным не только внешнеполитическим, но и внешнеэкономическим поражением Путина и его окружения.

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил президенту России Владимиру Путину, что Тегеран и Москва должны активизировать сотрудничество, чтобы «изолировать» США и помочь стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке. Об этом сообщило государственное телевидение Ирана.