Общественно-политический журнал

 

Венесуэла объявила о дефолте, но в собственной формулировке

Венесуэла сделала последний, уверенный шаг на пути к признанию своей неспособности гасить и обслуживать внешний долг, размер которого достиг 142 млрд долларов и в 14 раз превышает истощенные золотовалютные резервы страны.

Правительство Венесуэлы запускает процесс реструктуризации своих внешних обязательств и намерено добиваться того, чтобы условия выплат перед иностранными кредиторамии были пересмотрены. Об этом в телеобращении в пятницу заявил президент Николас Мадуро.

"Я провозглашаю рефинансирование и реструктуризацию всего внешнего долга и всех платежей Венесуэлы. Мы пойдем на полное переформатирование, чтобы найти равновесие и покрыть нужды нашей страны", - сказал Мадуро.

Он добавил, что экономические проблемы некогда богатейшей страны Латинской Америки и ее трудности в погашении валютных долгов связаны с "преследованием со стороны мировой финансовой диктатуры", которым дирижирует Вашингтон. "Они никогда не задушат нас, мы никогда не сдадимся империи США", - пообещал Мадуро.

Фактически происходящее означает дефолт, категоричен портфельный управляющий Neuberger Berman Горки Уркиета. Во-первых, реструктуризацию нельзя "провозгласить", для этого требуется согласие кредиторов, а их множество, и у каждого свои интересы.

А во-вторых, санкции, введенные США в октябре, запрещают американским банкам не только участвовать в сделках по госдолгу Венесуэлы, но даже вести переговоры на эту тему.

"Это худший из сценариев: режим объявляет дефолт, но режим остается у власти. Очевидно, что они говорят, что не будут платить по графику. А потом они скажут, что и реструктурировать (долг) не могут из-за санкций", - говорит Уркиета.

Венесуэла фактически не платит уже больше месяца: в октябре было просрочено 5 платежей на 536 млн долларов, подсчитала аналитик Bank of America Merrill Lynch Джейн Брауэр.

Последней каплей для режима Мадуро, страдающего от острой нехватки валюты, стали платежи по двум выпускам бондов национальной нефтяной компании PDVSA: 26 октября - на 842 млн долларов и 2 ноября - на 1,1 млрд долларов.

В отличие от предыдущих погашений, эти не имели 30-дневного льготного периода, который позволял оттягивать перечисление денег, не объявляя дефолт.

По словам Мадуро, которые приводит Bloomberg, эти платежи будут погашены, "но дальше нация передоговорится с банками и инвесторами".

На волоске от дефолта Венесуэла висит давно, но все предыдущие случаи заканчивались благополучно. В апреле от дефолта Мадуро спасли экстренные вливания из России на 1 млрд долларов, говорит Брауэр: деньги поступили на счета PDVSA в виде предоплаты за поставки нефти.

В середине октября Мадуро обратился за помощью к архангелу Михаилу и лично приезжал в РФ для переговоров с Владимиром Путиным, но договориться смог лишь о том, чтобы отсрочить выплату на 1 млрд долларов. Новых инвестиций выбить не удалось.

В общей сложности внешний долг Венесуэлы - 143 млрд долларов, из которых 52 млрд долларов - в виде облигаций, подсчитали в Torino Capital.

Венесуэла получает 95% валютных доходов от экспорта нефти и критически зависит от ее поставок в США, говорит аналитик FTI Consulting Роберто Симон.

В начале года Штаты закупали от 600 до 800 тысяч баррелей венесуэльской нефти в день. Но после решения Белого дома ввести против Мадуро новый санкционный пакет, включающий как персональные санкции, так и запрет на операции с венесуэльским госдолгом, объемы поставок рухнули в разы.

По данным Минэнерго, в конце октября закупали всего 255 тысяч баррелей в день - минимум за все время доступной статистики.

Чтобы поддерживать экономику на плаву, Венесуэле потребуются ежегодные вливания на сумму 30 млрд долларов, подсчитал Международный валютный фонд. В стране наблюдаются перебои с поставками энергии, дефицит товаров первой необходимости и гиперинфляция, которая по прогнозам МВФ, в этом году составит 720%, а в 2018 году может ускорится до 1660%.

Объем экономики Венесуэлы, полвека назад входившей в топ-5 богатейших стран Латинской Америки, с 2013 года сократился на 27%.

Курс национальной валюты - боливара - упал в 7 раз с начала года и в 4 тысячи раз за время президентства Мадуро.