Общественно-политический журнал

 

Вероятный кризис российской финансовой системы неизбежно скажется и на украинской экономике

По крайней мере, к такому выводу пришли аналитики авторитетного исследовательского агентства Евро-Рейтинг.  Ведь отрицательные явления последних лет в РФ продолжают накапливаться: число банкротств  уже превзошло исторический максимум и происходит на фоне снижения количества функционирующих компаний.

Ускоряется и отток иностранного капитала (за 10 месяцев 2017 г.  он составил 28 миллиардов долларов, что в 3,4 раза больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Продолжает стагнировать промышленность (в ноябре 2017 г. зафиксировано снижение на 3,6% относительно аналогичного периода прошлого года). А в совокупности с международными санкциями, все это оказывает сильное давление на банковский сектор Российской Федерации.

В последнее время временная администрация введена в такие крупные банки, как «Открытие», «Бинбанк», «Мастербанк».  А Промсвязьбанк, входящий в десятку крупнейших АКБ по активам, оказался на пороге банкротства. К тому же власти Нидерландов подозревают собственника “Альфа-банка” в отмывании денег и уже начали расследование. А в декабре-январе российским банкам придется погасить более 35 млрд. дол. внешних долгов. Если учесть, что Резервный фонд России может истощиться еще до конца текущего года, то наступление турбулентности в банковской системе страны-соседа Украины стоит ожидать в течение ближайших шести месяцев.

Отметим, что украинская экономика за три последних года существенно сократила связи с  российской. Так внешнеторговый оборот товарами снизился с 38 млрд. дол. США в 2013 г. до 8 млрд. дол. США за 9 месяцев 2017 г. (почти в 5 раз1), в т. ч. экспорт – с 15 до 3 млрд. дол. США. Практически прекращено сотрудничество по большинству совместных проектов в промышленности, энергетике,  не говоря уже об оборонной сфере. Минимизировано и транспортное сообщение.

Но вместе с тем  инвестиции Российской Федерации в Украину выросли к 1.10.17 г. в 1, 25 раза, по сравнению с концом 2013 г.  А удельный вес России в общем объеме акционерного капитала нерезидентов за этот период увеличился с 6 до 11%%. Основной причиной подобных изменений было выполнение россиянами требований НБУ о докапитализации украинских филиалов своих банков. Именно в финансовом секторе здесь и зафиксирован наибольший рост российского капитала. Еще недавно в Украине работало 8 банков с российским капиталом, в 6 из которых доля российских акционеров колебалась в пределах 99-100%. А на пике активности их удельный вес в активах банковской системы Украины превышал 11%.

Но в 2017 г. ситуация начала меняться. Например, банк Траст, имеющий в числе учредителей представителей российского бизнеса, признан неплатежеспособным и находится на ликвидации. А группа ТАС приобрела VS Bank, который является дочерним предприятием Сбербанка. Из крупных российских банков, которые находятся в Украине под санкциями, но пока не сменили владельца, кроме Проминвестбанка, остаются: Сбербанк, ВТБ Банк и БМ Банк. Все это свидетельствует о сокращении российского влияния на финансовый сектор Украины, но, пока, не окончательном.

В подобной ситуации кризис в России будет все еще чувствительным для украинской экономики. Если он затронет большинство секторов и сфер российского хозяйственного и финансового комплексов, то Украина может потерять от 2 до 5 п.п.  своего ВВП, а гривна – до 35% по отношению к мировым валютам. Подобный негативный результат будет обусловлен кумулятивным эффектом от проблем, с которыми столкнется большинство экономик стран  СНГ, завязанных на Россию. Ведь с ними отношения большинство украинских предприятий не прекращало. А в ряде случаев даже наращивало.

Впрочем, Григорий Перерва, директор Евро-Рейтинга считает, что российская власть располагает достаточным ресурсом, чтобы купировать часть негативных последствий и сохранить курс на сжатие экономики. В этом случае основной удар на себя примет финансовый сектор, что приведет к дальнейшему сокращению числа банков и обвалу рубля. А последствия для Украины проявятся в дальнейшем ослаблении гривны и возникновением проблем у ряда экспортно-ориентированных предприятий. Воздействие на ВВП будет меньшим, однако вероятна потеря от 1,5 до 3 п.п. роста.

Таким образом, чем позже начнется реальный кризис в России, тем менее чувствительным будут его последствия для Украины. В частности, в случае наступления перечисленных выше событий в 2019 г., экономика Украины сможет продемонстрировать большую стойкость к воздействию кризисных явлений. Это связанно с ее постепенной переориентацией на европейский и американский рынки.

Игорь Галущак