Общественно-политический журнал

 

В Сирии все только начинается

В Сирии в любой момент может вспыхнуть новый конфликт. На этот раз — между бывшими союзниками по борьбе против боевиков организации «Исламское государство». Формальным поводом является намерение Вашингтона превратить военизированную часть оппозиционного президенту Башару Асаду альянса «Сирийские демократические силы» в новые «силы пограничной безопасности». Цель — контроль на границах Сирии с Ираком и Турцией. Причем первый шаг, как утверждает арабоязычное информагентство «Аль-Мансар», уже сделан. Американцы якобы передали курдскому ополчению в турецком пограничье партию переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

Это решение вызвало раздражение сразу в Москве, Тегеране и Анкаре. Глава МИД России Сергей Лавров, например, на пресс-конференции, посвященной итогам 2017 года, заявил, что «это очень серьезный вопрос, который вызывает опасения, что взят курс на раздел Сирии». По его мнению, американцы демонстрируют, что не заинтересованы в сохранении сирийского суверенитета. К этому, вероятно, что стоит добавить, что на той же пресс-конференции Лавров выступил фактически за законодательную защиту россиян, воюющих в частных военных компаниях, в том числе, на территории Сирии, где, по данным зарубежных СМИ, сейчас такие российские «солдаты удачи» активно участвуют (и гибнут) в наступлении войск Асада на оппозицию.

В свою очередь министерство иностранных дел Ирана заявило, что решение США о создании «сил пограничной безопасности» лишь усилит сирийский кризис. Иранские войска, заметим, по данным западной и арабской прессы, также воюют на территории Сирии. Причем настолько активно, что требование прекратить участие в этой войне было одним из частых лозунгов во время недавних массовых протестов в Иране. Тем не менее, официальный Тегеран считает, что формирование пограничной группировки на территории Сирийской арабской республики при поддержке американцев является открытым вмешательством во внутренние дела Сирии.

Но сильнее всего взволнованы политики в Анкаре. Турция как раз сейчас перебрасывает войска на сирийскую границу и собирается в ближайшие дни атаковать курдские военизированные подразделения на сопредельной территории. То есть как раз прямо нарушить суверенитет Сирии, на который за время этой многолетней войны покушались все, кому не лень. Однако одно дело атаковать курдское ополчение (пешмерга), а совсем другое — иметь дело с боевиками, подготовленными и вооруженными американцами. Тем более, снабженными ПЗРК, которые создают угрозу для турецкой авиации.

Как ранее сообщала турецкая газета Haberturk, ссылавшаяся на свои военные источники, Турция планирует начать наземную операцию в Африне (центре потенциальной курдской сирийской автономии, расположенном на северо-западе Сирии) с массированного авиаудара. По данным издания, в 2017 году Анкара трижды проводила техническую подготовку к операции в Африне, однако откладывала ее проведение в ожидании финального одобрения руководства страны. И вот, наконец, оно получено. И тут вдруг американцы объявляют о создании «пограничных сил», а арабские СМИ — о передаче курдам ПЗРК.

Неудивительно, что в Анкаре это шаг американцев назвали попыткой создать новую «террористическую армию». Вашингтону ответил лично турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который пригрозил уничтожить «пограничные силы», если они вдруг появятся и будут мешать туркам защищать на сопредельной территории свои национальные интересы.

Некоторые СМИ на этом основании стали даже рассуждать об опасности прямого американо-турецкого конфликта в Сирии (что стало бы войной между двумя странами-членами НАТО). Это, конечно, пока больше похоже на фантазии. Воевать с США режим Эрдогана явно не собирается, а если бы и захотел, то не смог. Но такая игра мускулами в Сирии — первый шаг к новому «послевоенному» конфликту. По мере избавления от «общей угрозы» в виде ИГ, противоречия между всеми игроками сирийского конфликта, отошедшие ранее на второй план, возрождаются и усиливаются. На прямой конфликт никто идти не хочет, но практически нет сомнений, что в Сирии начнется гибридная война «всех со всеми», в которой примут участие сирийские боевики, частные военные компании и «неопознанная» боевая техника.

Иван Преображенский