Общественно-политический журнал

 

Экономическое лидерство среди стран Балтии переходит к Латвии

Минувший год был для стран Балтии вполне успешным, чтоб оправдывать брэнд «балтийские тигры», некогда навешанный на них экспертами. По оценкам Еврокомисси (ЕК), в прошлом году экономика Эстонии выросла на 4,4%, Латвии - на 4,2%, Литвы - на 3,8%. Такая картинка выглядит вполне достойно на фоне и ЕС (2,3%) и больших соседей – Польши и России (по прогнозам  около 3% и менее 2% соответственно).

Неплохо оценивает ЕК и перспективы  года текушего, причем Латвии отводится лидирующее место - 3,5 (Эстония - 3,2, Литва - 2,9%). Другие эксперты дают и более радужные цифры, в частности Nordea Bank: 3,9% , 3,7 и 3,5 соответственно.

Во всех случаях Латвии отводится в этом году лидирующее место. При этом важнейшими факторами роста комментаторы называют благоприятную экономическую конъюнктуру на рынке ЕС (рост латвийского экспорта в минувшем году более, чем на 4%).  Примечательно и то, что важнейшим рычагом роста была обрабатывающая промышленность, где темп был вдвое выше, чем у ВВП, а также транспорт и строительный бум ( более, чем на 18%), практически отражающий рост инвестиций. При этом особо подчеркивается, что стали более активно осваиваться средства из евросоюзных фондов.

Ну, и в качестве сопутствующего фактора влияния на перспективу упоминается налоговая реформа, которая стартовала с Нового года.

Эксперты не спешат с ее оценкой. И даже со стороны латвийских аналитиков высказывания на счет ее последствий крайне осторожны и неоднозначны.

Чтобы не утомлять читателя скучными подробностями, остановимся лишь на самых существенных ее положениях.

Думается, что в адрес бизнеса важнейшим  акцентом реформы является закон о подоходном налоге с предприятий, впитавший в себя эстонскую модель. Суть ее в том, что налог с прибыли взимается теперь после ее распределения. И обнуляется та часть, которая идет не на текущие расходы, а на развитие.  Если к этому добавить, что от налогов освобождаются дивиденды физических лиц, в том числе выплаченные за рубежом, то можно осторожно усмотреть в этом плюс для инвестиционной активности.

При этом сохраняется льготный 15%-ный налог на прибыль микропредприятий, но их максимальный годовой доход заметно сокращен – со 100 тыс. евро до 40 тыс. При этом вводится ограничение, согласно которому работник может числиться только на одном льготном предприятия. А ставка 15% применяется только в том случае, если на предприятии работает не более 5 человек – за каждого свыше добавляется два процента.

Более спорным, уже вызвавшим разные пересуды, является пласт реформы, направленный на стимулирование внутреннего потребления. Здесь главное новшество - введение прогрессивной шкалы в подоходный налог на физические лица, который, в зависимости от дохода, меняет ставку от 20 до 31,4% с увеличиением почти вдвое необлагаемого минимума (до 200 евро). При этом почти троекратно увеличивается необлагаемый лимит на так называемые оправданные расходы (на образование и медицинсике услуги).

В этой части больше всего в экспертном сообщесте претензий и сомнений насчет усложнения бухгалтерии. Сложность учета задана, прежде всего тем, что необлагаемый минимум – величина не постоянная, а текущая, меняющаяся в зависимости от уровня доходов. Поэтому  создается громоздкая система расчетов его текущего уровня и пересчетов по факту в конце года для возврата переплаты. Более громоздкой становится и отчетность; если прежде декларации физическими лицами заполнялись раз в год, то теперь с доходами свыше 1000 евро в месяц их придется заполнять ежемесячно. Знатоки реалий прогнозируют, что если и прежде большинство предприятий показывали на бумаге лишь минимальную зарплату, то теперь число таких только возрастет.

Кроме того, некоторые экономисты уже предупреждают, что за счет новшеств как по линии предприятий, так и физических лиц, объем поступлений в бюджет сократится примерно на полмиллиарда евро. Чтобы компенсировать потери, уже на несколько лет вперед объявлен рост традиционных акцизов - на дизтопливо, алкоголь и сигареты. Но это палка о двух концах. Например, пока латвийский алкоголь идет на ура у соседей, которые уже поспешили с акцизной примочкой, поэтому  он у них стал существенно дороже, чем в Латвии. Но как только положение выровняется, проблемы уже возникнут с реализацией. И это может ударить по прибыльной отрасли.

В общем, противоречий и вопросов внутри реформы достаточно. Так что править и шлифовать ее придется наверняка – в этом вряд ли кто сомневается.

Владимир Скрипов