Вы здесь
ЕЦБ заявил о смене денежной политики
О запланированной смене курса объявил в четверг, 14 июня, глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги во время выездной встречи руководства банка в Риге. Так, ЕЦБ постепенно прекратит скупку активов на рынках, которая все последние годы вызывала критику у ряда финансистов в Германии, а со временем даже поднимет учетную ставку в зоне единой европейской валюты евро. Эксперты уже похвалили Драги за четкость заявлений и предсказуемость политики возглавляемого им института. Но в остальном мнения разошлись, а курс евро даже снизился.
Скупка облигаций, выпущенных на рынок европейскими эмитентами, должна была продлиться, как минимум, до сентября 2018 года и иметь объем в 30 млрд евро в месяц. Теперь ЕЦБ сообщил, что в последнем квартале 2018 года сократит объем скупки вдвое (до 15 млрд евро), а затем дополнительных средств на это выделяться не будет вообще.
Заявление Драги не было неожиданностью. Представители ЕЦБ еще за несколько дней до совещания в Риге начали дискуссию о целесообразности завершения скупки активов. Неожиданной была, может быть, только определенность заявлений Драги. Однако курс евро в итоге отреагировал на решение ЕЦБ снижением, опустившись до отметки в 1,1619 доллара США.
Есть две причины. Первая - оживление эконмической конъюнктуры в еврозоне. Как ожидается, экономический рост по итогам 2018 года составит в зоне евро 2,1%. Поэтому "денежное стимулирование", как выражается Драги, экономике больше не требуется. О другой причине глава ЕЦБ говорить не любит.
По внутренним нормативам Европейского центрального банка он не может держать у себя на балансе более двух третей облигаций отдельно взятой страны. Эта граница уже почти достигнута ЕЦБ в отношении Германии - а на подходе и облигации Франции, Испании и Италии. Так что продолжать скупку при нынешней правовой базе было уже практически невозможно.
Программа скупки облигаций была начата весной 2015 года, ее совокупный объем достиг к настоящему моменту 2,5 трлн евро. Целью этой программы - европейского аналога американской программы "количественного смягчения" - была поддержка денежной ликвидностью европейской экономики. Ведь в результате скупки активов доходность на рынке облигаций остается низкой, что упрощает доступ к "дешевым" деньгам компаниям и банкам.
Нет, ЕЦБ не устранится с рынка облигаций. Те средства, которые будут поступать в казну ЕЦБ от погашения облигаций, уже находящихся в его портфеле, будут снова реинвестироваться в активы. То есть нынешняя ликвидность останется на рынке. Как долго ЕЦБ будет поддерживать эту ликвидность, пока неизвестно. А вот с новыми, дополнительными вливаниями все решено - с 2019 года их не будет.
До конца лета 2019 года изменений по учетной ставке в еврозоне не предвидится, заявили в ЕЦБ. А экономисты в Европе не ожидают изменений даже до конца 2019 года.
Инфляция вновь приблизилась к отметке в 2% годовых, которую ЕЦБ считает оптимальным значением для Европы. Однако в значительной степени достижение этого показателя объясняется ростом цен на энергоносители, который имеет временный характер. Так что для того, чтобы делать далеко идущие выводы, еще требуются дальнейшие наблюдения. В текущем году ЕЦБ ожидает инфляцию на уровне 1,7%.
Эксперты приветствовали завершение в 2018 году программы скупки активов. Клеменс Фюст, глава мюнхенского Института экономических исследований ifo, расценил это как шаг в сторону нормализации европейских финансов. "Скупая облигации, ЕЦБ все больше входил в роль кредитора отдельных государств Европы. Это подрывало принцип независимости банка", - отметил он.
Экономист Изабель Шнабель не считает решение Марио Драги окончательным поворотом в денежной политике, которая, по ее мнению, остается слишком экспансивной - а перестанет она таковой быть только после повышения учетных ставок.
Схожего мнения придерживается и Андреас Мартин из федерального объединения Volks- и Raiffeisenbanken. Он также хотел бы услышать от Европейского центрального банка четкий план ликвидации сильно разросшегося портфеля облигаций, которые уже были приобретены на баланс ЕЦБ при "денежном стимулировании" еврозоны.