Общественно-политический журнал

 

Символическая встреча

В субботу Дональд Трамп сообщил в «Твиттере», что проведет два дня в Шотландии, где постарается поиграть в гольф, после чего отправится на встречу с президентом РФ Владимиром Путиным.

В пятницу Трамп заявил, что «жестко» спросит Путина о вмешательстве России в американские выборы 2016 года. В отношении этого вмешательство проводится расследование, которое Трамп постоянно называет «охотой на ведьм».

На совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, Трамп заявил: «Думаю, это серьезно вредит нашей стране. Это серьезно вредит нашим отношениям с Россией. Думаю, что у нас есть шанс наладить очень хорошие отношения с Россией и очень хороший шанс, очень хорошие отношения с президентом Путиным. Я надеюсь на это».

Трамп также подчеркнул, что его администрация была исключительно жесткой в отношении России: «Они хотели бы, чтобы не Трамп выиграл выборы».

В субботу Трамп в «Твиттере» также прокомментировал сообщение Министерства юстиции США о том, что 12 офицерам российское военной разведки предъявлены обвинения в совершении атак на информационные сети Демократической партии, штаба Хиллари Клинтон и избирательную инфраструктуру США. Трамп выразил удивление, что его предшественник в Белом доме – Барак Обама – не предпринял никаких шагов, когда узнал об этих атаках. Он также в очередной раз выразил сомнение, что ФБР в своих расследованиях не руководствуется политическими мотивами.

Многие комментаторы в США обратили внимание на следующее: первая атака российских хакеров на сервер избирательного штаба Хиллари Клинтон была проведена 27 июля 2016 года – через несколько часов после того, как Дональд Трамп, тогдашний кандидат в президенты, выступил на митинге со следующим призывом: «Россия, если ты слышишь! Я надеюсь, ты сможешь найти 30 тысяч пропавших электронных писем!». Трамп имел в виду переписку Хиллари Клинтон, которую она вела пользуясь частным сервером во время пребывания в должности госсекретаря США.

В пятницу Трамп заявил, что не имеет завышенных ожиданий относительно переговоров с Путиным. Он сообщил, что намерен обсудить ряд тем, включая сокращение ядерных арсеналов. Трамп также отметил, что серьезных компромиссов с Путины будет достигнуть непросто, потому что критики могут обвинить его в игре в пользу России.

Встреча Трампа и Путина пройдет в понедельник в Финляндии. Эксперт Финского национального военного университета Юри Райтасало предположил, что саммит двух президентов будет иметь «символический характер», поскольку что достижение реального прогресса требует времени и длительных переговоров на более низких уровнях. «Однако это может быть хороший старт», – отметил он.

Дэвид Кремер – один из тех американских аналитиков, кто считает, что американо-российский саммит может принести большие и неприятные неожиданности. В своей статье в "Вашингтон пост" он пишет о том, как этот саммит может стать ловушкой для американского президента:

– Вообще, политика администрации Трампа представляет собой большой парадокс, – говорит Дэвид Кремер. – Несмотря на пропутинские заявления президента Трампа, Белый дом действует довольно жестко в отношении Кремля. Он начал поставки противотанковых ракет "Джавелин" Украине и, кстати, Грузии, он увеличил американское военное присутствие в Восточноевропейском регионе, он расширяет диапазон санкций в отношении Кремля, он создает условия для расширения экспорта американского сжиженного газа в Европу. Однако все это может быть перечеркнуто сравнительно легко в результате решения, которое Дональд Трамп может принять импульсивно во время его встречи с Владимиром Путиным, если, например, он решит признать аннексию Крыма, чего в данный момент, я думаю, нельзя однозначно исключить. И если он пойдет на такой шаг, то я опасаюсь неизбежного коллапса всего режима санкций. Потому, что европейцы скажут: если Трамп признает захват Крыма, а именно эта акция дала начальный повод для введения санкций, почему мы должны поддерживать санкции? Когда за шесть дней до саммита президент сказал, что его переговоры с Путиным могут быть самыми простыми из всех его европейских переговоров, то это заявление прозвучало просто загадочно. Именно встреча с Путиным представляет наибольшую трудность, если вы подходите к ней как лидер западного сообщества, то есть вы пытаетесь дать жесткий ответ на безобразное поведение Кремля.

Вспомним реплику президента о том, что Крым русский, поскольку там все говорят на русском языке. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что он не чужд этой идее и в определенных обстоятельствах может согласиться с подобным аргументом, например, в обмен на некую большую сделку с Путиным. Скажем, если тот пообещает содействие Москвы в Сирии. В законе о противостоянии противникам США посредством санкций Конгресс законодательно закрепил санкции и официально провозгласил непризнание Соединенными Штатами аннексии полуострова. Однако любые заявления Трампа по этому поводу могут внести раскол в ряды союзников. И уже будучи в Брюсселе, вместо публичного осуждения захвата Крыма Россией президент опять оставляет дверь открытой идее признания.

Проблема состоит в Путине, точнее, в том, что он никогда не выполнял обещаний. Достаточно вспомнить план Саркози из шести пунктов по урегулированию российско-грузинского конфликта 2008 года, важные положения которого не были выполнены Россией. Москва постоянно нарушает Минские соглашения, она не соблюдает многочисленные соглашения о прекращении огня в Сирии, она демонстративно нарушила договор об уничтожении ракет средней и малой дальности. Москва нарушает обязательства по соблюдению прав человека, Хартию европейской безопасности, подписанную в Стамбуле в 1999 году. Захват Крыма был нарушением Будапештского меморандума 1994 года и российско-украинского договора о дружбе 2007 года. Этот список можно продолжить. Помня обо всем этом, как можно идти на какие-либо соглашения с Путиным? Добавим к этому вмешательство Кремля в американские президентские выборы 2016 года, что Владимир Путин продолжает отрицать. Совершенно ясно, что ему нельзя доверять ни при каких условиях. И я надеюсь, что Дональд Трамп будет держать это в уме, встречаясь с ним.

Захочет ли президент США бросить вызов президенту России и заставить его отвечать за поведение Кремля? Президент Трамп задает неверный вопрос, говоря об отношениях с Россией: не будет ли замечательно, если США и Россия смогут поладить, постоянно спрашивает президент? Естественно, это будет замечательно. Я не знаю ни одного человека, которому бы этого не хотелось. Вопрос, который необходимо задать перед американо-российским саммитом, таков: смогут ли США поладить с режимом Путина, не принося в жертву свои принципы, интересы, как и интересы других стран? Ответ на этот вопрос: нет, не могут. Вопрос Трампа был бы уместен в идеальном мире. Но мы живем не в идеальном мире. В нашем мире в Кремле находится Владимир Путин, – говорит Дэвид Кремер.

Глава центра изучения тоталитарных технологий Юрий Ярым-Агаев:

Я прочел весь текст декларации, которую, кстати, Трамп подписал и подписал быстро, без каких-либо возражений по этому поводу, на что все обратили внимание, в отличие от встречи "Семерки" экономической, где он уперся, не желая подписывать заключительный документ, этот документ он подписал сразу, – говорит Юрий Ярым-Агаев. – Документ очень резкий по отношению к России, он прямо называет Россию главным агрессором, он говорит о том, что Россия подрывает безопасность и стабильность во всем мире, что действия России противоречат основным ценностям и принципам, которые приняты в цивилизованном мире. И дальше конкретно перечисляются все преступления России, в первую очередь аннексия Крыма, интервенция в Восточную Украину, размещение ядерного оружия в Калининграде. И далее говорится, что НАТО не собирается принимать это как должное, возвращаться к обычным взаимоотношениям, пока эти проблемы не будут решены, пока Россия не уйдет со всех территорий, которые она оккупировала и аннексировала.

Я говорю о том, что НАТО, как организация в целом, включая американского президента, формулирует свои позиции и принципы в отношении России так же жестко и так же бескомпромиссно, как она это делала и раньше, даже, может быть, более жестко. Проблема в том, насколько НАТО сильна как организация и насколько эта позиция серьезно будет восприниматься Россией. Действия Трампа, его поведение в течение двух дней в этом смысле, безусловно, были не очень полезны, потому что в какой-то степени они ослабили НАТО и его эффект. По крайней мере, у России, у многих других стран возникло ощущение, что в организации существует раздор некий, отсутствие единства и полного взаимопонимания – это означает слабость некую, ослабление. Поэтому позиция остается та же, остается ли той же сила НАТО, я имею в виду здесь, конечно, в первую очередь не военную, которая, безусловно, остается той же, а именно политическую – это более серьезный вопрос. Я думаю, что поведение Трампа в какой-то степени нанесло этому определенный урон.

Трамп вообще является квинтэссенцией проблем американской внешней политики, которыми страдали и другие президенты. Он не может четко понять, кто есть американские враги и кто есть американские союзники. Второй пункт международной политики: враг или друг – это понятия взаимные. То есть если Россия объявляет Америку врагом номер один, то, значит, Россия, безусловно, является американским врагом. И третий простой урок: если страна ведет против тебя войны, что делает Россия против Америки, то она является, безусловно, твоим врагом. То, что Россия ведет против Америки, – это позиция самой России. Например, всю интервенцию в Украине глашатаи того же Путина объявляли как на самом деле это косвенная война против Америки. Действия в Сирии – война против Америки. И наконец, прямые кибератаки, вмешательство в выборы и так далее. Россия, безусловно, является врагом, а никаким не соперником, конкурентом и прочее, и что Трамп это не хочет осознать и принять. В то время как он не хочет до конца принять, что Западная Европа – это друзья Америки и ее союзники. Из-за этого происходит вся эта каша с Меркель, с Путиным и со всем. Это самая простая базисная вещь, и пока она не будет полностью разрешена, будет происходить эта каша.

Действия и слова американского президента крайне важны, но они не абсолютны. Они расходятся сейчас все больше и больше не только с позицией наших союзников и НАТО, но с позицией практически всех сторон американской же власти, американского общества. Сенат США не случайно вынес свою резолюцию несколько дней назад, 97 к 2 голосам, подтверждая свою позицию. И как бы Трамп ни был популярен среди своего электората, притом что он, безусловно, законно избранный президент Америки, он вынужден будет в какой-то момент рано или поздно начать считаться с реалиями и принять тот факт, что он не имеет абсолютной власти, он должен координировать свои действия с другими частями американской политики, которые, кстати, включая те же министерства и ведомства, подчиненные Трампу, продолжают действовать именно в контексте, о котором я говорю, независимо от риторики Трампа, я думаю, что так и будут продолжать действовать.

Слова Трампа и других видных американцев живут в России своей удивительной жизнью. Дело в том, что иллюзии есть, они могут быть больше или меньше, но они существуют, иллюзии, надежды. Безусловно, в Кремле и на Лубянке за все эти слова хватаются с большой надеждой. И в этом главная опасность. Надо понимать одну простую вещь, что чем яснее и четче любая политика, пусть даже она жесткая, тем безопаснее общая ситуация, чем политика более запутана, к сожалению, то, что сейчас делает Трамп, он полностью все запутал, тем ситуация становится более опасной. Потому что все эти вещи в конце концов накапливаются, и они могут разрешаться гораздо более болезненно, чем если бы все вещи были определены четко, ясно с самого начала. Эти иллюзии в Кремле, которые уже толкали и толкают Россию на все большую и большую агрессивность, они в конце концов для России кончатся очень плохо. Вот в этом есть безусловная опасность, в этом есть проблема с нечеткостью, неясностью позиции. Даже с самим НАТО, в конечном итоге главная цель НАТО, как это сказано четко в декларации брюссельской, – это защищать Европу, включая Восточную Европу и бывшие страны Советского Союза, от российской агрессии. И эта проблема существует и даже увеличивается. С другой стороны, если Трамп не видит в Путине никакого агрессора и врага, то зачем вообще НАТО нужно тогда.

Допустим, даже если он скажет в частном разговоре с Путиным, где никто вообще не должен присутствовать, якобы никто не будет его записывать, хотя, конечно, КГБ точно все запишет, как мы его понимаем, но скажет он в приватном разговоре Путину, что я считаю, что Крым тебе принадлежит. И что дальше? Путин придет и начнет этим размахивать. Во-первых, поди докажи. Во-вторых, это не закон, это не действие, это ничего. Это вредно, потому что у Путина это может возбудить лишний аппетит и желание еще чего-нибудь хапнуть. Но в принципе это не может изменить реально ни политики Америки, ни политики всего Запада. Может быть, Конгресс в ответ только увеличит дополнительные санкции против России, чтобы этому противостоять.

Я считаю, что фундаментально эта встреча ничего изменить не может. И в конечном итоге, чем больше таких иллюзий будет накапливаться, тем более жестко в конечном итоге наступит реакция на это. Об этом в Кремле должны помнить и знать.