Общественно-политический журнал

 

Пора подумать, что потом?

До украинских выборов осталось чуть больше месяца. А новостная лента принесла свеженькую социологию, опубликованную на сайте фонда "Украинская политика" 18 февраля – базу и хороший повод для комментариев. Вот и позволю себе им воспользоваться.

Тесные цифры

Сам опрос проводился Институтом маркетинга и консалтинга с 28 января по 10 февраля. Он не принес сенсаций и подтвердил, в который уже раз, лидерство в гонке Владимира Зеленского (18,2%). Но одновременно подчеркнул остроту и непредсказуемость ее: Петр Порошенко (15,6) поменялся местами с Юлией Владимировной(15,2). Перевес, конечно, мизерный, в пределах статистической погрешности. Но ведь и разрыв с Зеленским не ахти какой – всего лишь в 2,6%. По всем канонам это ситуация, которая вполне допускает роковой рывок на последнем отрезке дистанции. И уж абсолютно точно гарантирует второй тур, результат которого будет зависеть в первую очередь от того, кому будут отданы голоса проигравших противников.

А их – длинная вереница. Причем, только тех, кто сегодня проходит под пятипроцентным ограничителем для прохода в парламент, помимо лидирующей двойки – пятеро. И их суммарный рейтинг оттягивает 53% голосов. И это очень тесные цифры. Например,  Олег Ляшко со своими 12,1% дышит в затылок Тимошенко.

Именно здесь должен произойти раскол на тех, кто руководствуется консервативно-здравыми представлениями о политике ранга президента, предполагающими наличие политического опыта, определенных знаний, связей и даже стилистики, воплощаемых в образе «солидность». А также на тех, кто больше разогреваем эмоциями, среди которых преобладают две: недоверие к «бывшим», в частностях, и к власти как определенной системе в целом. И для которых нынешние выборы – кроме уж крайне наивных - превращаются в веселое развлечение, балаган, в игру любопытства, а что будет, если выдать фортель и избрать президентом комика.

Чем сложна и интересна такая альтернатива? Тем, что на решающей стадии усиливается и пропагандистский напор кандидатов, в том числе в части закулисных переговоров с номинальными противниками. И одновременно – даже без учета этого давления, «трезвеют» головы избирателей. Причем трезвеют они еще и потому,что в ходе избирательной компании «трезвеют» и их кумиры. В частности, Зеленскому в ходе компании приходится выходить из роли веселого провокатора и уже в силу необходимых процедур (изложения программ, раздачи интервью, дебатов с сопериниками) становиться «серьезным». И тем самым все больше становиться похожим на стандатного политика, утрачивая флер своей базовой популярности. А Порошенко и его штабистам, следя за настроениями публики, быть может заимствовать некоторые нестандартные приемы и манеры у своего конкурента.

Согласитесь, что почувствовать и найти в таком противоборстве и смене роли (прежде всего для Зеленского) оптимальный почерк – сложнейшая задача, требующая величайшего искусства.

Что будет после?

Такого рода размышлизмы, тем не менее, даже среди солидных западных изданий типа британского The Indepedent, вполне допускают победу Зеленского. А уж в украинских СМИ она и подавно рассматривается как реальность. И потому анализируется в послевыборном завтра. 

Любопытным образчиком такого рода является прогноз политолога Сергея Гайдая. По его мнению, Зеленскому в случае победы для того, чтобы обеспечить ожидания избирателей и образа «слуги народа», есть только один способ сломать и зачистить нынешнюю бюрократическую систему – ввести в стране ЧП и дейстовать чрезвычайными мерами. То есть, подобно Михаилу Саакашвили, разогнать и пересажать значительное число чиновников и бандитов. И если не достичь реального эффекта в улучшении жизни, то хотя бы продемонстрировать решительность в этом направлении.

Но если он этого не сделает, если станет вести себя по Конституции, по которой в Украине парламентско-президентская республика, если не станет, как Порошенко, узурпировать власть, то скоро убедится, что возможности главы государства весьма ограниченные. При этом велика вероятносто того, что сторонники конкурентов на парламентских выборах, которые грядут уже через пол-года, перебегут в Раду и создадут там большинство, превратив де факто страну в парламентскую республику. И они сделают все, чтобы сместить «никчемного» президента.

Не даром Тимошенко ратует за парламентскую республику. В этом она видит возможность маневра в случае победы Зеленского. Став премьером после выборов, хитрая Юля получит реальную власть – станет украинской Меркель. Тогда даже не нужно будет свергать милого, веселого актера на новой для него политической сцене. Пусть сидит себе на Банковской, коль людям нравится, пока сам своим бессилием не разочарует.

Если же он станет нарушать закон и попробует узурпировать власть, то станет объектом для битья со стороны и Порошенко, и Тимошенко. И уж они то ему нарисуют портрет для общества, совершенно противоположный тому, который создан в «Слуге народа».

В общем, куда не кинь - выходит клин. Но это по академическим раскладам. Но что-то мне подсказывает, что в таком нестандартном социуме, как Украина, возможны и иные варианты.

Владимир Скрипов