Вы здесь
Украина: 40% опрошенных ждут масштабных фальсификаций во втором туре
«Что-то среднее между театральной комедией и цирковым представлением», — отвечают украинцы своим знакомым из других стран на вопрос: что там у вас происходит? Одесситы же в социальных сетях формулируют суть в своем неповторимом стиле: «В финале встретились украинец Порошенко, которого считают евреем, и еврей Зеленский, которого называют украинцем».
Странные вопросы и не менее странные ответы вызваны довольно нестандартным форматом проведения президентских выборов, в котором кандидаты сдают подробные анализы с отправкой мочи в лабораторию США, вызывают друг друга на прилюдные дебаты, назначая разные места и даты проведения, и гоняются за конкурентами по телестудиям.
В первых зрительских рядах, естественно, все население Украины, которому предстоит выбрать во втором туре «вожака» на ближайшие пять лет. За ними — соседние страны, которых хоть и меньше, но все-таки касается происходящее. Ощущение такое, будто вся остальная внутренняя жизнь, кроме этого политизированного шоу, поставлена на паузу.
Примечательно, что все баталии происходят не в плоскости материального мира, где можно оценить поступки кандидатов, а в эмоциональном спектре примитивных категорий: нравится или не нравится. При этом предпочтение скорее отдается не из симпатии, искренней любви не замечено ни к одному, ни к другому, а по принципу — кого нужно меньше бояться. То есть электоратом движет страх. И чем ближе к финалу, тем этот страх сильнее.
Одни боятся, что Порошенко, в случае его победы, заведет страну в точку невозврата (если, конечно, это уже не произошло), где говорить о каком-либо благополучии нации станет невозможно даже теоретически. Лучшим, впрочем, и единственным вариантом эта часть населения считает отдать свой голос за соперника действующего президента.
Другим «страшен» неопытный Зеленский, который вообще непонятно как себя будет вести на посту руководителя государства и в какую сторону развернет как внутреннюю политику, так и внешний курс. И если он выберет «продуктивный вариант», то, собственно, каким образом он сможет его осуществить при условии полного отсутствия опыта, дефицита умелых кадров и международной поддержки? Для этой части «выборщиков» кажется правильным и более спокойным для души предсказуемый Петр Порошенко. Впрочем, в этом же секторе немало тех, кому есть что терять в материальном плане. Их доходы напрямую связаны с нынешней властью, и защищать на выборах они будут, в первую очередь, свои кошельки.
— Я однозначно голосую за Порошенко.
— Что так? Нравится как личность?
— Нет, конечно. Еще тот жук, но все значимые доходы моей строительной компании основаны на получении заказов из госбюджета. Поменяется власть — поменяется вся структура вертикали, распределяющая работы и берущая за это откаты.
— И что, совсем не стыдно?
— Было немного… Перед принятием решения. Теперь — нет.
По мнению собеседника «Росбалта» из Днепропетровской области, «все эти разговоры о справедливости, честности и светлом будущем для всех» — утопия. На места нынешних «распильщиков» денежных потоков через некоторое время после выборов придут представители новой команды и приведут своих подрядчиков, которые будут давать взятки за право прикоснуться к общим деньгам. Но не факт, что его фирма попадет в число избранных. Тогда — зачем рисковать собственным благополучием, если нет даже намека на гарантии улучшения ситуации?
Подобная точка зрения, при ближайшем рассмотрении, безусловно хоть и эгоистичная, асоциальная, но вполне логичная, — редко поддерживается в массах. Видимо, потому, что большинству-то терять как раз нечего, и Зеленский для них — пусть маленькая, но надежда на перемены, а Порошенко — синоним «безнадеги». Примечательно, что подобный частный подход, формирующий общую тенденцию, в условиях социализма был бы осужден за желание получить прибыль и вынесение личных интересов выше общественных. В развитом капиталистическом — не получил бы поддержки за нарушение основ государства — верховенства права. Ну а как назвать тогда существующий на Украине строй? Напрашивается какой-нибудь из «недоразвитых», но не имеющих четких научных формулировок. Впрочем, пожалуй, это общая болезнь бывших социалистических стран, стремящихся к демократии.
К началу второго тура подоспели новые соцопросы. Разрыв между кандидатами составил более 40% — и это гораздо больше, чем было после первого этапа голосования. Согласно свежей социологии группы «Рейтинг», среди тех, кто уже определился и точно придет на избирательные участки, за Зеленского готовы отдать голос 71,4% опрошенных. За Порошенко — 28,6%. По усредненному показателю — среди всех опрошенных, то есть и неопределившихся, — «Слуга народа» берет 51% голосов, а нынешний президент — 20,8%. Последние цифры особенно показательны. То есть, если вдруг случится так, что все неопределившиеся возьмут, да и придут на выборы и все как один проголосуют за Порошенко (что, конечно же, малореально), то все равно Зеленский побеждает.
Вот тут, вроде бы, антагонистам Порошенко можно было бы и успокоиться, однако, что-то на сердце тревожно у многих. Какая-то подлая мысль свербит: дескать, от Петра Алексеевича можно много чего ожидать — возьмет, да и выиграет, невзирая на прогнозы. Подобные неспокойные настроения подтверждаются нервозностью абсолютно во всех ток-шоу, телеэфирах и публикациях СМИ.
Возможно, подобная неуверенность сторонников Зеленского объясняется просто: Порошенко (естественно, пользуясь своим преимуществом действительного, а не потенциального президента) совершает реальные мероприятия, в отличие от шоумена, который только пока разговаривает, причем — не всегда удачно и все более пафосно. К примеру, Петр Алексеевич уволил губернаторов двух южных областей (Одесской и Херсонской, давших ему менее всего по стране голосов в первом туре), в срочном порядке запустил наконец антикоррупционный суд, допустил возбуждение нескольких резонансных уголовных дел в отношении соратников, исправно поддерживает стабильный курс гривны и не нарушает графика выплаты пенсий, соцпособий и коммунальных субсидий. Маленькие дела — но вовремя. И даже неудавшийся трюк с изображением русского президента на рекламных бордах принес свои результаты: говорили, что Порошенко за один день снял Путина во всех городах Украины, а в Киеве раздавали «остатки российского лидера» каждому желающему.
В актив Зеленского, из осязаемых поступков, пока можно записать только сданные анализы и встречу с президентом Франции, назначенную вперед Порошенко. Все остальное — на словах, которые, как известно, на хлеб не намажешь.
Также нельзя назвать перспективным для Зеленского отношение к нему выбывших из дальнейшей гонки кандидатов, отреагировавших на свое поражение совсем непропорционально декларируемому ими презрению к Порошенко. Никто из потенциально сильных не заявил об откровенной поддержке юмориста и не призвал это сделать своих избирателей. С Юрием Бойко все понятно: он, вместе с Медведчуком, в списке Зеленского в числе «врагов» Украины. Но вот с Юлией Тимошенко вышел неожиданный поворот. Лидер «Батькивщины», имеющая внушительный потенциал и возможность поддержать Зеленского, публично заявила, что не будет откровенно принимать чью-либо сторону на финальном этапе.
Однако в распоряжении корреспондента «Росбалта» оказалась информация, подтверждающая, что штабы Тимошенко в регионах получили строжайшее указание агитировать за Порошенко. Это, конечно, не критично для Зеленского — да и нарушителей указания будет немало, но достаточно опасно и не вполне прогнозируемо. Усугубляет положение шоумена еще и то, что опрос «Рейтинга» впервые за эту кампанию дал репрезентативные данные о масштабе подкупа на этих выборах. Так, 17% опрошенных сказали, что их или из знакомых пытались подкупить в первом туре выборов. 8% столкнулись с подкупом лично, а 9% слышали об этом от близких. При этом почти 40% опрошенных ждут масштабных фальсификаций во втором туре. Несложно догадаться — Зеленский голоса себе не покупал и покупать в этой кампании не собирается.
Естественно, эксперты допускают, что команды обоих претендентов припрятали козыри на последнюю неделю, но сторонники и тех, и других надеются, что это будут не просто слова, а «убийственные» аргументы. Кстати, есть мнение, что планируемые дебаты, хоть и способны нанести конкурирующей стороне значительный урон, но окончательным приговором не станут. Если они, конечно, вообще состоятся.
Кроме всего прочего, это уже чисто для заметки россиянам, украинские политологи в один голос отмечают одну особенность данных выборов: насколько лояльно бы ни был настроен в отношении РФ любой из претендентов, принимавших участие в гонке, — как только он займет кресло главы государства, сразу же начнет говорить о Крыме, Донбассе и российской агрессии.
Валентин Корж,
Днепр, Украина